+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Карточка наблюдения

Метод наблюдения

Карточка наблюдения

Наблюдение как активная форма чувственного познания, дает возможность накапливать эмпирические данные, формировать первоначальные представления об объектах, проверять исходные предположения с ними связанные.

Общая информация о данном методе была представлена в одной из статей, но сейчас рассмотрим этот метод подробнее.

Наблюдение является первым научным методом психологических исследований в историческом плане и используется в трех разных значениях:

  1. Наблюдение как деятельность;
  2. Наблюдение как метод;
  3. Наблюдение как методика.

Наблюдение от пассивного созерцания окружающей действительности отличается следующим:

  • Оно подчинено определенной цели;
  • Имеет определенный план проведения;
  • Оснащается предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Как деятельность наблюдение может относиться к областям общественной практики, например, врач, осматривающий больного, учитель, наблюдающий за работающим учеником и др. Наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности, а как метод науки оно включает в себя систему принципов познавательной деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Как метод психологии наблюдение отличается универсальностью, это значит, что его можно применять к изучению широкого круга явлений, возможностью менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять дополнительные гипотезы. Исследования этим методом не требуют большого обеспечения аппаратурой.

Наблюдение как метод имеет свои характеристики – целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Наблюдение как методика

Определение

Под методикой наблюдения надо понимать социально фиксированную, понятно изложенную, предметно представленную систему сбора и обработки эмпирических данных. Эта система адекватна четко очерченному кругу задач. В этом случае наблюдение учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения.

В методике содержится полное описание процедуры наблюдения, которое включает:

  • Выбор ситуации и объекта для наблюдения;
  • Программу наблюдения с перечнем признаков наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;
  • Способ и форму фиксации результатов наблюдения;
  • Описание требований к работе наблюдателя;
  • Описание способа обработки и представления полученных результатов.

Объект и предмет наблюдения

Каждый отдельный человек, группа людей или общность могут быть объектом внешнего наблюдения. Объект характеризуется уникальностью и неповторяемостью, малой или большой длительностью психических явлений.

При проведении наблюдения главной проблемой на поведение наблюдаемого, является воздействие присутствия наблюдателя. Для сведения этого воздействия к минимуму наблюдатель должен чаще присутствовать в этой среде, чтобы просто «примелькаться».

Иногда используется прием включенного наблюдения – наблюдатель реальный член группы.

Предметом наблюдения выступают только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:

  • Моторные компоненты практических и гностических действий;
  • Движения, перемещения, неподвижные состояния людей;
  • Совместные действия;
  • Мимика и пантомима, экспрессия звуков;
  • Проявление вегетативных реакций – изменение ритма дыхания, покраснение кожи и др.

По отношению к объекту наблюдения позиция наблюдателя может быть открытой и скрытой.

Есть феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение, когда наблюдатель переносит собственную точку зрения, интерпретируя поведение другого человека.

Необходимой для наблюдателя является специальная тренировка наблюдательности, т.к. она дает возможность несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.

Та или иная ситуация дают возможность выделить:

  • Полевое наблюдение. Оно проводится в естественных для наблюдаемого человека условиях;
  • Лабораторное наблюдение наиболее удобно для исследователя, но искусственные условия могут исказить поведение человека;
  • Спровоцированное наблюдение, когда ситуация задается исследователем, но наблюдение осуществляется в естественных условиях – в ходе игры, занятия и др.

Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

В изучении психического развития детей метод наблюдения имеет широкое применение, что обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть его участником, т.к. не может дать отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях, поступках.

Данные о психическом развитии детей, накопленные с раннего возраста свели их в определенные системы.

Таблицы развития А. Гезелла

Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения ребенка:

  • Моторику;
  • Язык;
  • Адаптивное и личностно-социальное поведение.

Прямое наблюдение за реагированием детей на обычные игрушки дополняется данными, которые сообщает мать ребенка. А. Анастази, американский психолог, указывает на полезность этих таблиц развития как дополнение к медицинским обследованиям, но отмечает недостаточную их стандартизованность.

Методика Э.Фрухт

Методика фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по следующим категориям:

  • Зрительные ориентировочные реакции;
  • Эмоции и социальное поведение;
  • Движение рук и действия с предметами;
  • Общие движения;
  • Понимание речи;
  • Активная речь;
  • Навыки и умения.

Дается перечень категорий для каждого возраста и характерное для него описание реакций, например, для месячного возраста движения общие – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку в течение 5 секунд и др. Схема позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на тревожные симптомы.

Карточки развития Д. Лешли

Автор предлагает использовать в карточке такие структурные рубрики:

  • Физическое развитие, охватывающее и общие движения – ходьба и тонкие – координация движений глаза;
  • Общение и развитие речи;
  • Социальное развитие и игра;
  • Самостоятельность и независимость – наличие умений, позволяющих обходиться без помощи взрослых – одеваться, умываться, пользоваться туалетом и др.
  • Поведение.

Если умение или навык у ребенка сформированы, то в карточке ставят значок. Итоги в конце не подводятся.

Логопеды и психологи, данные развития ребенка используют с целью сравнения со средними показателями детей данного возраста.

Совершенный образец при выборе карточки не найти, т.к. он просто не существует. В методике наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли считает, что нужно определить три основных аспекта наблюдения:

  1. Как часто проявляется проблема;
  2. Продолжительность такого поведения в каждом случае;
  3. Интенсивность при помощи, которой определяется насколько проблема серьезная.

На основе наблюдения, таким образом, возможно проведение не только фундаментальных исследований, но и прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить феномены детского развития. Навык психологического наблюдения важен для педагога, потому что дает возможность глубже понять своих воспитанников.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/metod_nablyudeniya/

Карточка наблюдения

Карточка наблюдения

Время,мин

Виды реакций

инте­рес

скука

ожив­ление

смех

обсуждение

одобрение

неодобрение

нейтральное отношение

0–5

1, 5, 8, 10

2, 3, 4, 6, 7, 9

1, 5, 6, 8, 10

2, 3, 4, 7, 9

6–10

+

+

+

+

11–15

+

+

16–20

+

+

21–25

+

+

+

+

Конечно, могутбыть и другие формы регистрациинаблюдений, в том числе видеокамера,что тоже сродни журналистскому наблюдению.

Эксперимент как метод социологии и журналистики

Особенностьюэкспериментакак социологического метода являетсявведение в ситуацию экспериментальногофактора и анализ влияния этого факторана ситуацию.

Типы экспериментов

По логикеэксперимента:

последовательныйодна и таже группа в двух состояниях: до введенияэкспериментального фактора и после(например, группа зрителей смотритпередачу или фильм сначала без рекламы,потом трансляцию начинают частоперебивать рекламой и изучают реакциюаудитории);

параллельныйсконтрольной группой, поведение которойсравнивается с другой группой, гдепроводится эксперимент, то есть меняетсяситуация (одной группе передачу показываютбез рекламы, другой – перемежаемуюрекламой).

По активностивмешательства исследователя в ситуацию:

естественный–когдав реальной ситуации что-то резко меняетсяи тем самым влияет на поведение участниковсобытия (например, взрыв на улице, вметро, захват террористами заложникови т. п.);

лабораторныйсконструированныйисследователем (например, издание меняетзаголовок, верстку, оформление иотслеживает реакцию читателей на этиизменения).

Эксперимент всоциологии – это метод, в котором могутсочетаться разные методы: наблюдение,опрос, контент-анализ.

В журналистикевладение способами эксперимента тожеочень важно для совершенствованияработы издания, программы. Эффективностьсмены концепции, формата, объема,периодичности, системы рубрик, авторскогосостава, формы и стиля, оформления и т.п.

можно проверить на аудитории. Оналибо будет ать рублем (подпиской,покупкой и т. п.), либо может быть опрошенапо поводу тех изменений, которыепредлагает редакционный коллектив.

Вусловиях лабораторного или полевогонаблюдения может быть зафиксированаее непосредственная реакция на этиизменения.

Достоинстваэксперимента – его креативные возможности,способность к варьированию характеристики глубинному изучению реакций на них.

Полевыедокументы,в которых фиксируется эксперимент,бывают разные: карточка наблюдения,отчет, анкета, опросный лист, аудио-,видеозапись и т. п.

Таблица 13

Сводная таблица социологических методов

Методы

Виды

Достоинства

Недостатки

Опрос:

Анкетирование

Заочный опрос респондентов при помощи анкеты

По способу распространения:

с помощью раздаточной анкеты:

Относительная дешевизна

Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера

Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная)

Невозможность уточнить ответ

Интервьюирование

Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента

По характеру групп респондентов:

массовое, экспертное, индивидуальное, групповое

По способу организации интервью:

индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-груп­па, социометрический опрос

По технике проведения:

стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное.

По особенностям интервью:

интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента)

По содержанию беседы:

документальные,в ходе которых изучаются и уточняются факты,

интервью мнений

По способу проведения:

личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные

Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов

Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым

Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием

Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респон­дента

Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов

По форме фиксации:

письменные – в форме письменного текста;

иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, ви­део­ма­териалы;

статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая;

фонетические и магнитные записи, грампластин­ки;

компьютерные документы

По источнику информации:

первичные, вторичные

По характеру мотивации:

спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя;

неспровоцированные – функционирующие естественным путем

По типу авторства:

официальные – которые создаются должностными лицами;

неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки)

По степени персонификации:

личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления);

безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений

По сфере жизнедеятельности:

исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.

Возможность получить качественно-количественные характеристики текста

Объективность информации

Высокая степень точности информации

Возможность сопоставления различных документов

Возможность систематизировать несистематизированную информацию

Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке

Наблюдение

Непосредственное восприятие объекта

По степени активности:

активное и пассивное

По степени стандартизированности

неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое

По положению наблюдателя: включенное и невключенное

По условиям организации:

полевое, лабораторное

По регулярности:

случайное, систематическое

По способу наблюдения:

открытое, скрытое

Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения

Возможна субъективность наблюдателя

За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения

Эксперимент

Изучается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. варьируемую характеристику

По логике эксперимента:

последовательный, параллельный

По активности вмешательства экспериментатора в ситуацию:

естественный и лабораторный

Креативные возможности исследовать различные модели поведения в экспериментальных условиях

Порой недостаточность экспериментальных условий для выявления истинных причин, порождающих те или иные модели поведения, те или иные структуры

Источник: //StudFiles.net/preview/2366505/page:35/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.