План мероприятий по охране атмосферного воздуха
План Мероприятий по Охране Окружающей Среды (ООС)
Если Вам необходимо в краткие сроки и качественно сделать план мероприятий по охране окружающей среды, специалисты Группы компаний «Рубикон» готовы его разработать с учетом всей действующей законодательной базы и дать грамотную консультацию по вопросам оформления плана мероприятий по ООС.
Всем предприятиям, в том числе и бюджетным, необходимо каждый год отчитываться перед надзорными ведомствами о реализации мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, департамент Росприроднадзора контролирует проведение и выполнение мероприятий, прописанных в плане мероприятий по охране окружающей среды.
Что такое План мероприятий по ООС?
Собственно, план мероприятий по ООС – это список работ, которые направлены на минимизацию влияния деятельности предприятия на окружающую среду, которые разбиты по этапам; срок выполнения по каждому из этапов; список лиц, ответственных за природоохранные мероприятия; объемы и источники финансирования этих мероприятий.
Разработка плана мероприятий по ООС необходима каждому предприятию для того, чтобы поэтапно снижать вредное воздействие на окружающую среду и знать, что необходимо предпринимать в части охраны природы, если на предприятии внезапно случится авария или внештатная ситуация, связанная с выбросом вредных веществ в окружающую среду. Также, если предприятие не укладывается в нормы допустимых выбросов, план мероприятий по ООС может установить временные разрешения на выбросы в атмосферу и сбросы в водоемы.
План мероприятий по ООС составляется на 7 лет.
Что включает в себя план мероприятий по ООС?
Каждое предприятие, в зависимости от сферы деятельности и объемов предоставляемых услуг, выполняемых работ, производства товаров, применяемых технологий, а также особенностей окружающей среды в месте нахождения, имеет свои уникальные особенности, которые делают разработку плана мероприятий по ООС индивидуальной для каждого нашего клиента. Однако, основные главы плана
одинаковы для всех, а именно:
- охрана земельных ресурсов;
- охрана атмосферного воздуха;
- охрана и бережное использование водных источников;
- организационные работы;
- движение отходов производства и потребления.
В части охраны земельных ресурсов, основными мероприятиями считаются:
- качественная и своевременная уборка территории предприятия;
- озеленение территории предприятия;
- ликвидация и снос объектов, которые занимают полезную площадь и не используются предприятием;
- мероприятия по устранению загрязнений отходами производства и потребления земельного участка.
В части охраны атмосферного воздуха, основными мероприятиями являются:
- проведение своевременных инструктажей персонала по экологической безопасности;
- разработка проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- озеленение территории, ее благоустройство и очистка;
- проведение обязательных технических осмотров автотранспорта, находящегося в собственности предприятия, а также организация
движения транспорта по территории.
В части охраны и использования водных источников, основными мероприятиями являются:
- применение различных фильтров для очистки воды;
- своевременные проверки точек забора питьевой воды;
- обязательное заключение договоров на утилизацию сточных вод;
- своевременные проверки вывоза стоков канализации.
Основными организационными мероприятиями являются:
- своевременное выполнение предписаний надзорных органов;
- устранение нарушений, выявленных в ходе проверок;
- своевременное предоставление отчетности по охране окружающей среды в надзорные органы;
- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В части движения отходов производства и потребления, основными мероприятиями являются:
- заключение различного вида договоров на вывоз и утилизацию отходов и своевременное их продление;
- мероприятия по разделению площадок для сбора и хранения отходов;
- ведение журнала движения отходов;
- разработка и утверждение паспортов опасных отходов.
По каждому мероприятию в плане мероприятий по ООС прописываются конкретные сроки выполнения, поскольку от этого зависит экологическая ситуация на предприятии в целом.
Ответственность за отсутствие плана мероприятий по ООС
СТ 8.
5 КоАП РФ: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Специалисты Группы компаний «Рубикон» рассчитают стоимость разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, учитывая все особенности Вашего предприятия, и разработают план мероприятий по ООС детально, качественно и быстро.
Источник: //ekolog-spb.ru/uslugi/proekt/oss.html
Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха
Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.
Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.
В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).
И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.
Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.
Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.
21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:
Извлечение из Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2.
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3.
Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.
В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.
скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.
Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).
Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.
Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).
Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.
Внешняя документарная проверка
Источник: //www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/