+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод

Расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при отсутствии приборов учета

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод

Журнал «Экология производства», № 5 (130), 2015 г.

В настоящее время существуют случаи неправильного расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в ситуациях, когда у абонентов есть выпуски сточных вод в ЦСВ, не оборудованные приборами учета, результатом чего являются необоснованные размеры платежей.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644 [1]).

Требования, обеспечивающие предотвращение негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены, в частности, в приложении № 3 к Правилам № 644 [1] в качестве нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ при нарушении данных требований урегулирован в п.123 Правил № 644 [1].

Основной формулой для расчета платы является следующая:

где:

ФКi – фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента в декларации о составе и свойствах сточных вод, либо в расчете платы, предусмотренном приложением № 5, либо в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение (мг/дм3);

ДКi – допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, предусмотренные приложением № 3 к Правилам № 644 [1] (мг/дм3);

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./м3);

Q – объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных п.114 Правил № 644 [1], до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.

Одним из основных спорных моментов является расчет платы, когда абоненту принадлежит несколько выпусков сточных вод в ЦСВ и все или некоторые из них не оборудованы приборами учета.

Для этой ситуации в п.

123 Правил № 644 [1] содержится положение, согласно которому при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные п.114 данных Правил (в п.114 приведена ссылка на необходимость соблюдения приложения № 3).

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод [2].

Таким образом, при наличии у абонента нескольких выпусков сточных вод, не оборудованных приборами учета, невозможно определить точное количество сточных вод, отведенных через каждый из данных выпусков – определяется только общий объем отводимых сточных вод.

Соответственно, в данном случае для целей определения платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть принята только средняя арифметическая концентрация с учетом концентраций на каждом из выпусков сточных вод.

1. Первой распространенной ошибкой при расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ является использование для определения усредненного значения концентраций загрязняющего вещества только по тем выпускам, на которых установлены превышения нормативов, установленных в приложении № 3 к Правилам № 644 [1] с применением в расчете общего объема сброса сточных вод по всем выпускам.

Из буквального толкования п.123 Правил № 644 [1] следует, что в данном случае должна определяться средняя концентрация по всем выпускам (если она превышает нормативное значение – рассчитывается плата), а не усредненная концентрация только по тем выпускам, на которых превышены нормативы.

Применяя для расчета платы усредненную концентрацию только по выпускам, на которых превышено нормативное значение (и не учитывая концентрации на выпусках, на которых превышения отсутствуют) производить расчет с учетом общего объема сброса недопустимо, поскольку часть сточных вод была сброшена через выпуски, где нет превышений, и данный сброс не мог привести к оказанию негативного воздействия на работу ЦСВ. Соответственно объем сброса по выпускам, где нет превышений, не может быть включен в расчет, но именно потому, что в отсутствие приборов учета этот объем неизвестен, для расчета используется средняя концентрация и объем сброса сточных вод по всем выпускам.

То есть, если у предприятия есть 4 выпуска, не оборудованных приборами учета, при этом на выпусках № 3 и № 4 по конкретному веществу превышены нормативы, предусмотренные приложением № 3 к Правилам № 644 [1], формула для расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ вследствие сброса конкретного вещества должна выглядеть следующим образом:

где ФК1, ФК2, ФК3, ФК4 – фактическая концентрация вещества на каждом из четырех выпусков.

При этом если средняя концентрация по всем выпускам не превышает допустимую:

плата за негативное воздействие на работу ЦСВ не должна рассчитываться.

Приведем конкретный пример: у предприятия имеется 4 выпуска сточных вод, не оборудованных приборами учета, общий объем водоотведения 100000 м3 в месяц, тариф на водоотведение 15 руб./м3.

По итогам месяца организацией ВКХ произведен отбор проб и установлено, что на выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составляет 4 мг/л и 7 мг/л соответственно, а на выпусках № 3 и № 4 – 11 мг/л и 14 мг/л соответственно, при нормативе 10 мг/л.

Если брать среднюю концентрацию по всем выпускам (как требует п.123 Правил № 644 [1]), то она составит 9 мг/л и не превысит нормативное значение, в данном случае основания для исчисления платы отсутствуют.

Однако, если в противоречие с п.123 Правил № 644 [1] брать для получения средней концентрации только концентрации, превышающие норматив, тогда последняя составит 12,5 мг/л, а размер платы:

Как было отмечено выше, подобный подход к расчету платы будет принципиально неверным.

2. Вторая распространенная ошибка допускается при расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в ситуации, когда часть выпусков абонента оборудована приборами учета, а другая – нет.

Например, если два выпуска (№ 1 и № 2) из четырех оборудованы приборами учета, расчет платы должен производиться отдельно для каждого из оборудованных приборами учета выпусков при превышении на данных выпусках концентраций по отдельным веществам, для которых предусмотрены нормативы в приложении № 3 к Правилам № 644 [1].

При этом по остальным выпускам, не оборудованным приборами учета, плата должна определяться по общей формуле с применением усредненной концентрации по данным выпускам, при этом объем сточных вод должен быть принят для расчета как разность общего объема сброса и объемов сброса по выпускам, оборудованным приборами учета.

Соответственно, если согласно вышеприведенному примеру выпуски № 3 и № 4 не оборудованы приборами учета, формула для расчета платы по ним будет выглядеть следующим образом:

где:

– ФК3, ФК4 – концентрации вещества, по которому осуществляется расчет платы, на выпусках, не оборудованных приборами учета;

– Q1, Q2 – объем сточных вод по выпускам, оборудованным приборами учета.

В противоречие с указанным в ряде случаев расчет платы в подобных ситуациях, когда часть выпусков оборудована приборами учета, производится с учетом усредненной концентрации вещества по всем выпускам и всего объема сброса сточных вод, что является неверным и может (в зависимости от конкретных условий) привести к необоснованному размеру платы.

Приведем пример: у предприятия 4 выпуска сточных вод. На выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составила 5 мг/л и 8 мг/л соответственно, на выпусках № 3 и № 4 – 13 мг/л и 15 мг/л соответственно (при нормативе 10 мг/л).

Общий объем сброса по 4-м выпускам – 40000 м3. Тариф на водоотведение 15 руб./м3.

Приборами учета оборудованы выпуски № 3 и № 4 (по которым установлены превышения), расход сточных вод по выпуску № 3 составляет 10000 м3, по выпуску № 4 – 20000 м3.

Если осуществлять расчет платы ненадлежащим образом – путем усреднения концентрации по всем выпускам и с использованием общего объема сброса тогда размер платы составит:

В то же время при надлежащем исчислении платы (отдельно по каждому из выпусков, оборудованному приборами учета, и отдельно по совокупности выпусков без приборов учета) размер платы составит:

Расчет платы по выпускам № 1 и № 2 не будет производиться.

Как видно из данного примера, ненадлежащий расчет платы привел к ее значительному занижению.

Приведем другой пример: у предприятия 4 выпуска сточных вод. На выпусках № 1 и № 2 концентрация нефтепродуктов составила 9 мг/л и 10 мг/л соответственно, на выпусках № 3 и № 4 – 16 мг/л и 17 мг/л соответственно (при нормативе 10 мг/л).

Общий объем сброса по 4-м выпускам – 100000 м3. Тариф на водоотведение 15 руб./м3.

Приборами учета оборудованы выпуски № 1 и № 2 (по которым не установлены превышения), расход сточных вод по выпуску № 1 составляет 50000 м3, по выпуску № 2 – 40000 м3.

Если осуществлять расчет платы ненадлежащим образом – путем усреднения концентрации по всем выпускам и с использованием общего объема сброса тогда размер платы составит:

В то же время при надлежащем исчислении платы (отдельно по каждому из выпусков, оборудованному приборами учета, и отдельно по совокупности выпусков без приборов учета) размер платы составит:

Расчет платы по выпускам № 1 и № 2 не будет производиться.

Как видно из данного примера, ненадлежащий расчет платы привел к ее значительному завышению.

В связи с изложенным рекомендуем как абонентам, так и организациям ВКХ при направлении/получении расчетов платы за негативное воздействие на работу ЦСВ надлежащим образом проверять произведенный расчет на соответствие требованиям Правил № 644 [1] во избежание ситуаций, связанных как с необоснованными величинами платежей.

Документы:

  1. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.
  2. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776.

Юридический центр промышленной экологии

11.06.2015

Предлагаем правовую поддержку при проведении в отношении предприятий мероприятий в рамках государственного экологического надзора. Помощь может быть оказана как в процессе проведения проверки Росприроднадзором (или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ – для объектов регионального надзора), так и после ее завершения.

Наша основная задача – содействие в обеспечении законности проверки.

Если Вы считаете, что в процессе проверки Ваши права нарушены или не согласны с ее результатами, мы проведем анализ ситуации и подготовим документы для обжалования (если будет выявлено, в частности, превышение проверяющими своих полномочий, недопустимость доказательств, вменение правонарушения, которое фактически не было совершено, неверная квалификация нарушения и проч.).

Услуги могут включать:

  • оценку законности требований о направлении в адрес надзорного органа документации предприятия (при документарной проверке), предоставления документации в рамках выездной проверки;
  • представительство интересов предприятия при взаимодействии с представителями органа государственного экологического надзора и/или в судах;
  • подготовку возражений на акт, вынесенный по результатам проверки;
  • подготовку документов для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, предписания об устранении правонарушения;
  • присутствие представителя Юридического центра промышленной экологии при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении.

Своевременное обращение за защитой прав зачастую приводит к прекращению административного преследования юридических и должностных лиц, отмене незаконных предписаний, сохранению положительного экологического имиджа добросовестных природопользователей.

Обращаем внимание на сроки, которые нужно учитывать при обращении за консультацией, связанной с проведением проверок:

  • после получения от контролирующего органа акта проверки (как отдельно, так и с приложением предписаний об устранении выявленных правонарушений) в течение 15 дней могут быть направлены возражения на акт проверки и выданные предписания;
  • обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания может быть осуществлено в административном или судебном порядке в течение 10 дней с момента получения данного постановления;
  • предписание, вынесенное по результатам проверки, может быть обжаловано в суд в течение 3-х месяцев со дня его получения.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, порядок их проведения регламентирован Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

К плановым проверкам можно и нужно готовиться, в частности, заблаговременно провести экологический аудит и обеспечить повышение квалификации руководителей и сотрудников, принимающих решения в сфере экобезопасности, или допущенных к обращению с отходами.

Обязательно проверяйте, не включено ли Ваше предприятие в план проверки в текущем году!

Проверить

Page 3



Можно проверить наличие предприятия в планах проверок органов государственного надзора на текущий год.

Генеральная прокуратура Российской Федерации Проверить Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Проверить Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Проверить Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проверить

Источник: //www.PromEcolog.ru/article/page/71/

Часто задаваемые вопросы по экологическим платежам и отчетности

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод
Подробности 318889

В данной статье собраны вопросы, часто возникающие у природопользователей по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическим платежам и экологической отчетности.

Что такое объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду?

По определению объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной территории – адреса) или объект размещения отходов.

Различаются четыре вида источников негативного воздействия на окружающую среду:

  1. К стационарным источникам выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух относятся здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества. Примеры стационарных источников выбросов: труба, выбрасывающая в воздух загрязняющие вещества, котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и прочее.
  2. Передвижными источниками выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух являются транспортные средства предприятия, в том числе, автомобильные транспортные средства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
  3. Источниками сбросов загрязняющих (вредных) веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду. Например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений (выпуск, сбрасывающий в водный объект загрязняющие вещества) дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и прочее. Замечание: сточные воды, поступающие на очистку в городскую систему канализации, не являются источником негативного воздействия предприятия.
  4. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, в результате которых образуются отходы. Это может быть хозяйственно-бытовая (мусор от сотрудников) или производственная деятельность (отходы сырья, материалов, полуфабрикатов, брак и прочее) предприятия, в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица. Например, промышленные площадки предприятия, цеха, административные здания, столовые, общежития, магазины, офисы, школы, больницы и прочее.
Нужно сдать отчетность в Росприроднадзор? Подготовь ее с ЭКО-Экспертом!

Должны ли “офисные предприятия” платить за НВОС?

Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле Росприроднадзор ждет таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей.

Это касается и предприятий, так называемого, офисного бизнеса, которые также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления.

Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи для оргтехники, отходы бумаги и прочее.

С другой стороны нужно учитывать, что платежи за отходы возлагаются на собственника отходов.

Если у вас заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора и согласно условиям договора отходы переходят в собственность организации, вывозящей мусор, то обязанность рассчитывать и вносить плату за размещение отходов переходит к таким организациям. В этом случае бывший владелец отходов плательщиком за размещение отходов не является.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтеру приходится заниматься расчетом платы и сдачей соответствующей отчетности. Помочь ему в этом могут специализированные программы для расчета платы и сдачи экологической отчетности.

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС?

Арендаторы могут не платить плату за НВОС только в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором, например, не платит за выбросы от передвижных источников, которые есть на балансе арендатора.

Вообще в нормативных актах нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь должен платить сам за себя. Но если в договоре аренды, указано, что право собственности на отходы переходит к арендодателю, то и вносить плату за отходы должен именно он.

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За него нужно в обязательном порядке вносить экологические платежи, которые рассчитываются исходя из фактического количества израсходованного топлива.

Но кроме этого, автотранспорт это еще и источник образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта.

Предприятие сможет не платить за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Должны ли бюджетные организации вносить экологические платежи?

Источник: //www.airsoft-bit.ru/stati-po-ekologii/190-voprosy-po-ekologicheskim-platezham

Экологический налог: разбираем сложные случаи

Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за сброс сточных вод

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор.

Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога.

Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства. 

Справка

С 2021 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2021 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Класс опасности

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

не определена

Второго класса опасности

769,97

Третьего класса опасности

254,54

Четвертого класса опасности

126,48

Неопределенного класса опасности

не определена

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м3, указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Место сброса

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

в водотоки

0,08

в водоемы

0,10

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

0,10

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

6,10

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Вид отходов

Ставка налога, руб.

1

2

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

4,53

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

115,11

четвертого класса опасности

57,39

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

0,99

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

100,46

второго класса опасности

29,47

третьего класса опасности

9,80

из них:

лигнина

2,0

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

0,1

четвертого класса опасности

из них:

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

0,61

ила активного очистных сооружений

0,10

иных отходов

4,90

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Ситуация 1 

Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

Ситуация 2

Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

  • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
  •  4 класса опасности 57,39 руб./т.

Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

Ситуация 3

Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м3. Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м3. Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюме

  1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
  2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
  3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
[1] В ред. от 31.05.2021.

[2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: //ecologia.by/number/2021/12/EKOLOGICHESKIJ_NALOG_RAZBIRAEM_SLOZHNYE_SLUCHAI/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.