+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Анализ воздуха на границе СЗЗ

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Территорию, окружающую предприятие и характеризующуюся особым режимом использования, называют санитарно-защитной зоной. Благодаря ей создается барьер, который защищает население от вредного воздействия предприятия, и уменьшается загрязнение атмосферного воздуха до значений, соответствующих гигиеническим нормам.

Когда проводят исследования?

Анализ воздуха на границе СЗЗ необходим, чтобы:

  • получить разрешение на строительство объекта или его ввод в эксплуатацию;
  • определить границы санитарно-защитной зоны нового предприятия;
  • подтвердить или сократить ранее установленные границы;
  • проконтролировать состояние атмосферного воздуха.

Лабораторный контроль позволяет определить чистоту воздуха в СЗЗ и подтвердить (а в некоторых случаях опровергнуть) факт выполнения санитарно-защитной зоной своей функции, а также соответствие природоохранных мероприятий, проводимых на предприятии, законодательным нормам.

Сокращение размеров санитарно-защитной зоны возможно при понижении мощности предприятия или его модернизации, приводящей к уменьшению выбросов, что подтверждается проведённым анализом.

Если в эксплуатацию вводится новый объект, то для определения границ СЗЗ учитывают предполагаемый выброс вредных веществ в атмосферу, который основывается на работе аналогичных предприятий.

Что входит в анализ?

Анализ воздуха на границе санитарно-защитной зоны включает регулярный контроль территории, окружающей предприятие, и составление прогноза. Исследования необходимы, чтобы установить состояние воздуха и обеспечить его безопасность для населения.

Они включают:

  • сбор информации об источниках выбросов и изучение их воздействия на состояние атмосферного воздуха;
  • подготовку комплексной оценки состояния окружающей среды;
  • составление прогноза дальнейшей динамики;
  • предоставление результатов анализа администрации предприятия, чтобы она приняла плановые или экстренные природоохранные меры;
  • получение информации об эффективности мероприятий по защите окружающей среды.

При проведении анализа измеряют следующие параметры:

  • метеорологические показатели;
  • загрязнённость воздуха.

Подготовка к исследованиям

Анализ воздуха может проводиться только аккредитованной лабораторией. Его стоимость зависит от объёма и сложности работ.

Программа исследований содержит:

  • перечень загрязняющих веществ;
  • месторасположение контрольных точек;
  • периодичность отбора проб.

Количество контрольных точек, периодичность взятия проб и выбор исследуемых веществ зависят:

Как проходит отбор проб?

В большинстве случаев воздух исследуют на наличие сероводорода, окиси углерода, четырёххлористого углерода, метана, трихлорметана, аммиака, бензола, хлорбензола. Для каждого загрязняющего вещества устанавливается своя периодичность взятия проб.

Контрольные точки для взятия проб выбирают в зависимости от расположения источников выброса и жилой зоны с учётом розы ветров и карт рассеивания. Измерения обычно проводят в трёх точках, одна из которых располагается на границе ближайших жилых построек.

Брать воздух на анализ необходимо в течение 20–30 минут на протяжении 30–50 дней (длительность зависит от класса опасности предприятия) зимой, весной, летом и осенью, так как на рассеивание вредных примесей влияет время года. Пробы отбирают на уровне 1,5 метра от поверхности земли в количестве, соответствующем ГОСТу. Анализы не проводят во время обильных дождей и снегопадов, так как результаты в таком случае будут искажёнными.

Если необходима более точная информация, то в контрольных точках устанавливают стационарные посты, на которых размещают газоанализаторы на оксиды углерода, серы и азота. Они осуществляют автоматический отбор проб по несколько раз в сутки.

Для взятия проб используют аспиратор. В его состав входят электрический двигатель, воздушный насос, являющийся побудителем расхода, и несколько ротаметров, служащих индикаторами расхода.

Пробы отбирают в герметически закрывающиеся медицинские шприцы, резиновые камеры или газовые пипетки.

В протоколе отмечают дату и время отбора проб, метеорологические условия, количество отобранного воздуха, метод, применяемый для проведения анализа, концентрацию каждого вредного вещества (в миллиграммах на кубический метр).

Анализ проб в лаборатории

Пробы доставляют в лабораторию в горизонтальном положении. Анализ желательно проводить в тот же день.

Существует несколько методов исследования воздуха. Но чаще всего прибегают к газовой хроматографии. Этот способ характеризуется высокой точностью и позволяет обнаружить даже небольшие вкрапления химических веществ в сложных газовых смесях.

Результаты исследования

Полученная информация оформляется в виде протокола, содержащего результаты анализа и карту местности. На карту наносят изолинии, указывающие на распределение основных загрязнителей.

Во время исследования воздуха определяют процентное соотношение вредных для здоровья веществ. Если их концентрация соответствует установленным нормам, то предоставляется положительное итоговое заключение. Если же уровень загрязнения выше предельно допустимых норм, то в заключении указывается на необходимость принятия соответствующих мер.

Если исследования проводились с целью уменьшения размеров санитарно-защитной зоны, то на основании полученных результатов специализированные организации подготавливают технический отчёт по утверждению новых границ.

Воспользовавшись предоставленной информацией, главный государственный санитарный врач выпускает постановление о сокращении границ СЗЗ, на основании которого органы местного самоуправления принимают решение об использовании территории.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по анализу воздуха на границе СЗЗ.

Если вам требуется проведение анализов на границе санитарно-защитной зоны — обращайтесь!

Источник: https://xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai/laboratornye-issledovaniya/analiz-vozduha/na-granice-szz

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

Акт отбора проб и проведения измерений. Атмосферный воздух на границе зоны воздействия

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).

И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

https://www.youtube.com/watch?v=aG6Td-4_SQY

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Источник: https://www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.