+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации с использованием иностранных инвестиций

Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации с использованием иностранных инвестиций
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Региональный инвестиционный проект направлен на социально-экономическое развитие субъектов РФ.

В последние годы наметилась тенденция расширение круга специальных налогоплательщиков или налоговых режимов. К одному из таковых относится региональный инвестиционный проект, появившийся в налоговом законодательстве в 2014 году.

Базовые вопросы, связанные с регулированием такого статуса определены в главе 3.3 НК.

В законе дано определение этого статуса. Согласно ч. 1, ст. 25.8 НК, региональный инвестиционный проект – это инвестиционный проект, целью которого выступает производственная деятельность по изготовлению товаров, соответствующая специальным требованиям, установленным законом, в отношении которого применяются налоговые льготы.

Такое определение позволяет установить ряд основных характеристик этого статуса:

  • общей целью регионального инвестиционного проекта выступает производство. Это означает, что такой режим не распространяется на сферу оказания услуг, несмотря на то, что, в ряде случаев, объем необходимых инвестиций в этих областях сопоставим;
  • дополнительным обязательным элементом, относящимся к цели проекта, является изготовление товаров;
  • другим обязательным признаком выступает соответствие проекта специальным условиям, которые предусмотрены требованиями закона;
  • результатом признания проекта таковым служат применяемые льготы по ряду обязательных платежей.

Территории реализации инвестиционного проекта

Одним из обязательных требований закона является территория реализации. Региональный инвестиционный проект подлежит реализации на территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. При этом, производственная деятельность должна вестись на территории одного из субъектов РФ, входящих в указанные макрорегионы.

Речь идет о Красноярском крае и Хакасии, а также территориях, расположенных восточнее от них.

Целью таких географических ограничений стало развитие этих регионов путем привлечения дополнительного объема капитальных инвестиций.

Следствием этого должно становиться повышение общего уровня жизни граждан на этих территориях.

В 2021 г. в текст закона были внесены поправки. Согласно ним, возможность реализовать региональный инвестиционный проект появилась в любом другом субъекте РФ, при условии открытия производства исключительно на его территории. Расширение числа допустимых регионов связано с необходимостью привлекать инвестиции, обеспечивающих их развитие.

Из указанных правил есть два исключения:

1. Проект получает указанный статус, даже если производственный процесс организован на территориях нескольких субъектов РФ. Это возможно в тех ситуациях, когда изготовление товаров образует единую технологическую цепочку.

2. В случаях, когда проект реализуется в сфере добычи полезных ископаемых, а закрепленный за ним участок недр располагается на территории 2-х и более субъектов РФ.

Цели регионального инвестиционного проекта

В качестве цели проекта должна выступать деятельность по производству товаров. Под последними понимаются любые вещи в гражданско-правовом смысле.

Их обязательным свойством должна быть оборотоспособность. Согласно положениям закона, объектами гражданского оборота являются вещи, не ограниченные или ограниченные в обороте.

Изъятые из оборота предметы рассматриваться в качестве товара не могут.

В экономическом смысле товаром признаются и услуги. Однако положения закона, регулирующего налоговую сферу, рассматривают в качестве такового исключительно овеществленные объекты гражданских прав.

Действующие нормы устанавливают ряд исключений, не допускающих наделение тех или иных производств статусом регионального инвестиционного проекта. К ним относятся следующие случаи:

  • все производства, связанные с добычей углеводородного сырья, а также их транспортировка. Этот режим не может применяться при строительстве соответствующих трубопроводов;
  • изготовление товаров, с которых взимаются акцизы. Исключением выступает производство автомобилей легкового типа, а также мотоциклов;
  • любая деятельность, в отношении которой применяется нулевая ставка налога на прибыль организаций.

В отношении остальных инвестиций, вид производимых товаров значения не имеет.

Условия принятия регионального инвестиционного проекта

Помимо соответствия требованиям, касающимся вида производства и территории, на которых оно расположено, существуют и дополнительные критерии. Согласно ч.1 ст. 25.8 НК, возможны 2 их комбинации. Первая подразумевает исполнение требований п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК в одном из следующих вариантов.

Вариант первый. На момент подачи заявления о предоставлении льгот российская организация должна осуществить в качестве капитальных вложений не менее 50-ти млн. рублей, соблюдая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

Соответствующие требования изложены в п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК. Период, в рамках которого происходит расчет указанного объема капитальных вложений составляет 3 года с момента начала реализации проекта. При этом, установлен порог даты. Согласно нему, расчет объема капитальных вложений не включает инвестиции, произведенные до 1 января 2013 года.

Существует и дополнительное ограничение. Расчет объема капитальных инвестиций не может включать периоды ранее 3-х лет с момента обращения за льготами.

Вариант второй. Альтернативой выступает осуществление капитальных вложений более высокого уровня. Согласно правилам, они должны составлять не менее 500 млн. рублей. При этом в расчет берутся 5 лет с момента начала капитальных вложений.

Однако полностью реализовать эту возможность удастся только в 2021 году. Причиной тому является ограничение по дате: расчет не может включать инвестиции, совершенные до 1 января 2013 года. Кроме того, в расчет не включаются затраты, имевшие место ранее 5-ти лет относительно даты обращения за получением льгот.

Другой возможной комбинацией выступают случаи, при которых организация осуществляет проект самостоятельно, а также соответствует следующим критериям одновременно:

  • она занесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • минимальное количество инвестиций достигает уровня 50-ти млн. рублей не более, чем за 3 года с момента внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Возможна и альтернатива. При ней стоимость вложений не должна быть ниже значения 500 млн рублей, совершенных не более чем за 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Что не учитывается в составе произведенных инвестиций

Ч.3 ст. 25.8 НК предусматривает перечень затрат, не имеющих значения для расчета произведенных инвестиций. К ним относится следующее:

  • амортизируемое имущество, которое было использовано в рамках других региональных инвестиционных проектов, если таковое отражалось в документации на получение льгот по ним;
  • недвижимое имущество, которое создано или приобретено инвестором на участке, где будет располагаться производство, до включения его в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Либо такое имущество, права на которое были получены ранее, чем за 3 года до обращения за льготами. Произведенные затраты, в этом случае, не будут иметь значения, если они совершены до 1 января 2013 года.

Расчет всех количественных показателей произведенных инвестиций производится за вычетом значения уплаченного НДС.

Участник регионального инвестиционного проекта

Статус участника проекта определен в ст. 25.9 НК. Ими могут стать организации внесенные в соответствующий реестр. При этом, они должны отвечать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированными на территории регионального образования, где реализуется проект и не иметь обособленных подразделений в иных субъектах РФ;
  • не применять специальных налоговых режимов;
  • не участвовать в КГН;
  • не иметь некоммерческий статус, а также не быть оператором финансовых рынков;
  • не осуществлять деятельность в особых экономических зонах;
  • не участвовать в ранее осуществлявшихся и осуществляемых региональных инвестиционных проектах, а также не иметь статуса правопреемника по реализуемым проектам.

Другим способом получения статуса является запрос предоставления соответствующих льгот через налоговый орган. В этом случае, заявитель должен соответствовать следующим критериям:

  • не применять специальные налоговые режимы;
  • не участвовать в КГН;
  • не вести деятельность в особых экономических зонах;
  • быть зарегистрированной по месту осуществления проекта, либо иметь зарегистрированное обособленное подразделение в соответствующем субъекте РФ;
  • параллельно не участвовать в другом аналогичном проекте, в том числе в качестве правопреемника.

Такой статус присваивается и исполнителям по специальным инвестиционным контрактам, регулируемым законом «О промышленной политике в РФ».

Эффективность региональных инвестиционных проектов

В отдельных случаях предусматривается господдержка проектов. Условием таковой признается их эффективность. Значения, позволяющие ее установить, определены приказом Минрегиона № 493. Указанный документ разделяет это понятие. Обособленно рассматриваются следующие значения:

  • экономическая эффективность;
  • финансовая эффективность;
  • бюджетная эффективность;
  • социальный эффект.

Источник: //advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/obshhie-polozheniya-o-regionalnyh-investicionnyh-proektah.html

Иностранные инвестиции

Перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации с использованием иностранных инвестиций

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики.

Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют: – реальные; – финансовые;

– нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют: – государственные; – частные;

– смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов.Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют: – прямые; – портфельные;

– прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций).

В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций).

Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п.Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют: – краткосрочные (от одного дня до одного года); – среднесрочные (от одного года до трех лет);

– долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют: – предпринимательские;

– ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены.

Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства.

Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ.

Основными формами иностранных инвестиций являются: – создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; – долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ; – приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;- приобретение иных имущественных прав; – приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг; – инвестиции в форме государственных займов;

– приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются: – недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права; – вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;

– ценные бумаги;

– права на интеллектуальные ценности; – научно-техническая продукция;

– целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом.

Роль прямых иностранных инвестиций заключается: – в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики); – в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; – в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; – в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов; – в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; – в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;

– в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы: – богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.

); – огромный внутренний рынок; – относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы; – отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей; – кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

– возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса.

Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи: 1.

Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства. 2.

Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами. 3.

Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры. 4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга. 5.

Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью. 6.

Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции. 8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты. 9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения. 10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.

11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.

Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести: – подавление местных производителей и ограничение конкуренции; – усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности; – репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны; – увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов; возможная деформация структуры национальной экономики; – упадок традиционных отраслей национальной экономики; – ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

– ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

  • ОФБУ
  • ПАММ счёт
  • ПИФы
  • Портфельные инвестиции
  • Прямые инвестиции

Использование материала страницы допустимо только с письменного разрешения автора с обязательной прямой ссылкой на сайт mir-fin.ru.

Источник: //mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.