+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Договор закупки товаров, оплачиваемый за счет бюджетных средств (на условиях отсрочки платежа)

Договор на приобретение товаров по государственной закупке: рассмотрим подробно

Договор закупки товаров, оплачиваемый за счет бюджетных средств (на условиях отсрочки платежа)

Как показывает практика, успех предпринимателя на рынке государственного заказа  определяется не только знанием конкурсных процедур, умением правильно подобрать соответствующие документы, но и доскональным выполнением контрактных условий.

Но в отличие от обычной коммерческой практики, система взаимоотношений предпринимателя с государственными органами или юридическими лицами  их представляющие (например, агентства или государственная корпорация, муниципальные  предприятия и учреждения) строится на других принципах, что находит непосредственное отражение в контрактной системе.

Строго говоря, проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего, это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом.

Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения – гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях – налоговом, таможенном, бюджетном и др.

Нормативно правовая база в виде существующих законов (например,  ФЗ -44, ФЗ -94 и  ФЗ – 223) определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством, государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.

Однако это формальное определение мало что дает для участников конкурсных процедур в целях применения на  практике контрактных отношений, где контрагентом выступает государство (в том или ином лице).

В этой статье будет рассказано об основных понятиях, характеризующих госконтракт, дано общее представление о том, что такое типовой договор по госзакупкам и какие  нюансы следует учитывать при его применении в деловой практике.

Общее понятие договора по государственным  закупкам

В системе правовых отношений, охватывающих область государственных закупок в порядке конкурсных процедур (аукционов, запросов котировок и т.п.), понятие договора определяется важными определениями:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица (агентский договор госзакупки)
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов) или электронных аукционов
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров. Расторжение договора о государственных закупках также имеет свой порядок, который, как правило, носит судебный  характер. Внесудебные споры,  как это практикуется в коммерческом секторе, практически исключены.
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Нормативная база кроме кодифицированных законов регулируется такими правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основной порядок заключения договора

Для целей  практической реализации возможностей  работы по государственным контрактам необходимо знать хотя бы общий порядок заключения договора поставки  или оказания  услуг, которые были выиграны  на  соответствующем конкурсе.

Обычно такой порядок состоит из следующих этапов:

  • По результатам конкурса государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект договора с указанием  всех необходимых реквизитов. В некоторых случаях когда, например, осуществляется долгосрочный период работы по контракту, то сначала разрабатывается Генеральное соглашение или контракт, а уже детальная проработка  поставок  или оказания услуг включена в дополнительное соглашение к договору по государственным закупкам.

Также довольно часто  в рамках отношений с государственным заказчиком может быть предусмотрена такая  форма, как агентский договор при госзакупках, где исполнителем является генеральный  подрядчик, а основное выполнение заказа возлагается  на  третью сторону отношений — агента.

Обычно такое встречается когда, например, товары  для государственных нужд поставляются  по импортным контрактам, где агентом  выступает  логистическая  компания, перевозчик и т.п. Обычно его называют оператором контракта  или поставки.

  • После того, как разработан проект договора со всеми дополнительными соглашениями, он направляется поставщику или исполнителю. Законом предусмотрен довольно большой срок (30 дней) для того, чтобы контрагенты его изучили и  вынесли по нему свое решение о согласованиях, доработке технических условий и т.п.
  • Если имеются существенные разногласия по условиям контракта, то либо продлевается срок согласования, либо создается согласительная комиссия, которая должна выработать единое решение и прийти к устраивающему всех консенсусу.
  • Если  форма, условия и  сроки  контракта не удовлетворяют  исполнителя, то он может выйти  на заказчика с предложением о досрочном расторжении контракта, либо сделать это через судебные процедуры.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней определить для поставщика другого покупателя, например, направить поставщику отгрузочную накладную с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд является основание наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; Что касается самой  формы  государственного контракта, то в  большинстве случаев он содержит стандартные  пункты  и параграфы, как это обычно применяется в коммерческой практике.

Отдельно стоит сказать несколько слов о  том, как закрывать договора на госзакупках. В отличие от коммерческих договоров прием  работы или услуг осуществляется  не просто по схеме «деньги против поставки», а через специальные  приемные комиссии, где кроме заказчика могут  участвовать различные представители  государства или муниципальных органов власти.

Предприниматель,  участвующий в государственной контрактной системе, должен понимать, что получить государственный контракт – это всего лишь только малая часть работы. И чтобы сдать работу или  товар (и получить вознаграждение), нужно иметь представление о том, как работают такие комиссии и всех тех дополнительных издержках, с которыми он может при этом столкнуться.

Источник: //tv-bis.ru/investitsii-i-goszakupki/261-dogovor-na-priobretenie-tovarov-po-gosudarstvennoy-zakupke.html

Оплата контрактов по 44-ФЗ. Нестандартные ситуации

Договор закупки товаров, оплачиваемый за счет бюджетных средств (на условиях отсрочки платежа)

44-ФЗ регулярно претерпевает различного рода изменения, не всегда они бывают приятны для Заказчика. Майские праздники 2021 года не стали исключением. На этот раз поправки коснулись оплаты.

83-ФЗ от 1 мая 2021 года внес корректировку сроков, теперь в соответствии с частью 13.

1 статьи 34 срок оплаты отрегулирован законодательством и не может быть более 30 рабочих дней с даты подписания приемочного документа.

А для поддержки и стимулирования к участию в закупках категории предпринимателей, относящихся к малому предпринимательству и СОНО все тот же майский закон, установил срок и вовсе 15 рабочих дней.

Теперь Заказчики, которые в течение года заключают много контрактов придется потратить еще больше времени, для отслеживания сроков, чтобы не просрочить оплату, есть большой риск «нарваться» на штраф за просрочку обязательства по оплате. 

Рассмотрим некоторые особенности оплаты по контрактам, которые могут возникнуть в силу различного рода обстоятельств:

Оплата контракта если есть пени, штрафы

На практике, в своей работе, Заказчик может столкнуться с недобросовестными поставщиками. Например, возникла ситуация, поставщик просрочил поставку товара, заказчик начислил пени. Можно ли уменьшить сумму контракта и оплатить поставщику за вычетом неустойки?

Давайте разберемся.

Итак, 44-ФЗ гласит, что если поставщик оказался недобросовестным и исполнил обязательства, но с просрочкой или совсем не исполнил, то Заказчику вменено в обязанность потребовать от «злостного нарушителя» выплатить неустойку.

Размер неустойки обязательно должен быть зафиксирован в контракте. Выплатить её нарушителю придется в виде штрафа – это фиксированная сумма и пени – начисляется за каждый день просрочки от неисполненного в срок обязательства.

При этом следует помнить, что в соответствии с ГК РФ (статья 331) факт возникновения вышеназванного обязательства, а именно «уплатить неустойку» обязательно оформляется письменно. Если данное условие не соблюдено, то соглашение недействительно.

Расчёт производится по формулам, взятым из ПП РФ 1063, обращаем ваше внимание на то, что в мае еще и изменилась ключевая ставка Банка России. Так, со 2 мая 2021 года размер ее снизился до 9.25 % годовых, это значение понадобится для расчета пени, так как с начала 2021 г. ставка рефинансирования приравнялась к ключевой.

При этом, обязательства по уплате неустоек, которые возникают у должника вследствие того, что он нарушил условия контракта перед Заказчиком, находятся под регулированием гражданского законодательства, но с учетом ограничений, устанавливаемых БК РФ.

В случае, если Заказчик предусмотрел и отразил в контракте условие (в соответствии с ГК РФ), о том, что при нарушении поставщиком обязательств по уплате неустоек, соответствующая сумма оплачивается за «недобросовестного поставщика» из тех средств, которые должны быть выплачены ему в связи с исполнением контракта.

Сумма сложившейся неустойки подлежит перечислению в доход бюджета соответствующего уровня. А выплата по исполненному поставщиком контракту происходит «за минусом» суммы неустойки.

Аналогичную позицию поддерживают многие ведомства, в том числе ФАС, Минфин РФ и МЭР РФ. Так, в своем письме № 09-04-08/80112 от 30 декабря 2021 г. позицию изложил МинФин РФ.

По мнению ведомства, Заказчик – получатель бюджетных средств в соответствии с приемочным документом, который включает информацию об исполнении соответствующего обязательства и требование об уплате неустойки осуществляет оплату по контракту уменьшив её на сумму неустойки, которую в дальнейшем подлежат перечислению в доходную часть бюджета.

Ранее, еще в декабре 2015 г. мнение о том, что оплата по контракту «за минусом» неустойки не противоречит требованиям 44-ФЗ, главное, чтобы данное условие было предусмотрено проектом контракта было выражено ФАС (письмо от 10 декабря 2015 г.

№ АЦ/70978/15). А в 2021 позицию поддержало и МЭР РФ в письме от 27 сентября 2021 г.

№ ОГ-Д28-11214, в нем отражено, что заказчик, помимо всего вышесказанного, может удержать неустойку еще и с обеспечения исполнения контракта, уменьшив его на сумму неустойки.

А что, если поставщик вообще не поставил товар, и контракт расторгли в связи с односторонним отказом, то «нарушитель условий контракта» отделается только штрафом?

Оказывается, этого недостаточно, нужно еще и начислить пени. Так, в марте 2021 года ВС РФ было вынесено определение по делу № 302-ЭС16-14360.

Суд пришел к выводу, что, в случае не поставки Заказчик осуществляет взыскание и штрафа, и пени, так как условия нарушены в части «поставки» и «просрочки». А начислить пени следует с того момента, когда должна была быть осуществлена поставка и до момента расторжения. А выплата только лишь одного штрафа не полностью удовлетворяет положение Заказчика

Неустойка при изменении цены на 10 %

По общему правилу 44-ФЗ изменение существенных условий контракта категорически недопустимо, это касается, в первую очередь, цены.

Однако законодатель предусмотрел ряд исключений, когда цену изменить можно.

Так, в соответствии с 44-ФЗ, но с учетом положений ГК РФ, БК РФ возможно увеличить или уменьшить цену, но не более чем на 10 % (см. статью 95 44-ФЗ). А как в этом случае поступить с неустойкой?

Ответ на этот вопрос нам в своих разъяснениях дает МЭР РФ (письмо № Д28и-3400 от 12 декабря 2021г.).

По мнению ведомства, если Заказчик в контракте предусмотрел условие об изменении цены, то в случае возникшей необходимости в дополнительном соглашении ему необходимо не только изменить цену в сторону увеличения или уменьшения в пределах 10-процентного порога, но соответствующим образом поступить и с неустойкой. А именно увеличить или уменьшить ее пропорционально новой цене.

Снизились до нуля. Как начислить пени?

Рассмотрим ситуацию, когда по результатам аукциона в процессе торгов участник «упал» в цене практически до нуля. На практике возможна такая ситуация возникает достаточно редко, но как в таком случае поступить с неустойкой, ведь по закону обязанность у Заказчика начислять её, присутствует?

Итак, законодателем предусмотрено, что участник цену «ноль» предложить не может. Как только цена доходит до полпроцента, аукцион проводится «на повышение». То есть это уже будет цена «права заключить контракт», а платить эту цену должен теперь участник.

Однако, 44-ФЗ содержит только понятие «цена контракта». Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, неустойка все равно должна быть начислена с поставщика, только уже от той цены, которую предложит участник на «право заключить контракт».

МЭР РФ в письме № Д28и-1790, разъясняющее положения закона, вышедшее летом 2015 придерживается аналогичного мнения.

Оплата контракта физическому лицу

Многие Заказчики, столкнувшись при заключении договора до 100 тыс. с физлицом в качестве контрагента задаются вопросом: Включать ли в цену страховые выплаты? Не включать их в цену и оплачивать отдельно?

Для ответа на эти вопросы обратимся к 44-ФЗ.

Часть 13 статьи 34 44-ФЗ

Итак, давайте разберемся, для физлица налоговым платежом будет являться НДФЛ. А как гласит НК РФ страховые взносы — это не налог. Подытожив, все вышесказанное, договор с физлицом будем заключать по цене, предложенной им. Затем в момент уплаты по исполненному договору производим удержание НДФЛ и перечисляем его в бюджет. Это отражено в 226 статье НК РФ.

Так как в соответствии со статьей 419 НК РФ уплачивать страховые взносы обязан Заказчик, следовательно, удержать эту сумму с физлица не представляется возможным.

Для решения этой проблемы в помощь Заказчику «придет» приказ Минфина РФ 65н от 2013 г.

В соответствии с ним, уплата страховых взносов, начисленные на них выплаты по договорам ГПХ с физлицами отражаются по тем же КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.

В письме от 16 января 2021 г.

№ Д28и-161 Минэкономразвития РФ разъяснило, как поступить Заказчику в случае заключения контракта с физлицом и указало, что при заключении договора ГПХ (пункт 4 статьи 93 44-ФЗ) в расчет СГОЗ принимаются суммы договоров с учетом страховых взносов. Это следует контролировать Заказчику обязательно, чтобы в дальнейшем избежать ненужных вопросов, да и штрафов со стороны контролирующих органов за превышение процентного соотношения закупок малого объема.

Победитель закупки на УСН. Как отразится на оплате контракта?

Еще один вопрос касающейся оплаты, который часто возникает на практике: Если победитель закупки применяет УСН, то возможно ли уменьшить цену контракта на величину НДС?

Попробуем разобраться.

Во-первых, статья 34 закона 44-ФЗ гласит о том, что заключение контракта происходит обязательно на следующих условиях:

Во-вторых, следующим обязательным условием является включение в проект контракта «твердой цены» (часть 2 статьи 34 закона 44-ФЗ).

В-третьих законодатель предусмотрел ограниченный список «разрешенных» изменений в статье 95, а по общему правилу, контракт менять нельзя.

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что система налогообложения победителя ни коим образом не может повлиять на цену контракта, следовательно, заключаем и оплачиваем контракт по цене, предложенной победителем.

20 марта 2021 г. МЭР РФ выпустили очередные разъяснения практики применения 44-ФЗ. На этот раз в своем письме № ОГ-Д28-3106 они освятили проблемы зависимости системы налогообложения победителя и цены контракта. По мнению ведомства, победителю выплачивается та сумма, которая была предусмотрена контрактом.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: //good-tender.ru/poleznye-stati/545-oplata-kontraktov-po-44-fz-nestandartnye-situatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.