+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Заявление об исключении из реестра

Содержание

Исключение из реестра требований кредиторов — в чём состоит сложность процесса

Заявление об исключении из реестра

: 16 февраля 2018

Нестабильность экономики отягощает ведение малого и среднего бизнеса, многие предприниматели и юридические лица не выдерживают натиска и терпят фиаско, что заканчивается банкротством предприятия.

Должник больше не может выполнять обязательства перед кредиторами, для контроля выплат создаётся комитет кредиторов и официальный документ – реестр требований, включающий сведения о долгах и убытках.

Кому выгодна мера?

В некоторых случаях встаёт вопрос об исключении одного или нескольких кредиторов из реестра требований. Такая манипуляция, прежде всего, выгодна должнику или лицу, поручившемуся за него. Но иногда сами кредиторы не прочь исключить кого-либо из своего числа, если нарушаются их интересы.

Пример: один из лиц, входящих в комитет кредиторов, имеет 90% требований от общего числа, в итоге в силу вступает статья №14 Федерального Закона о банкротстве (а именно пункт 1), которая регламентирует, что остальные кредиторы лишаются права созывать собрание. Естественно, что лица, желающие обладать полными правами, будут добиваться исключения из реестра кредитора с наибольшим набором требований. О полномочиях комитета кредиторов вы может узнать из нашей прошлой публикации.

Однако при попытке исключения из реестра требований одного или нескольких лиц остальные участники сталкиваются со значительными трудностями, на практике в большинстве случаев такая мера просто невозможна. Такое несоответствие обусловлено пробелом в законодательстве.

Вопрос, нерегулируемый законом

Итак, почему исключить кредитора из реестра требований непросто не легко, но в некоторых случаях вообще невозможно? Ответ может быть получен при разборе критериев, которые необходимы для проведения процедуры на правомерном уровне.

Для решения проблемы выделяют три обязательных критерия:

  1. Определённый законом РФ судебный акт, регламентирующий исключение требований из общего числа требований кредиторов.
  2. Уполномоченное лицо, имеющее установленное законом право подавать заявление в соответствующие органы на проведение процедуры исключения.
  3. Перечень законных оснований, позволяющих беспрепятственно исключать требования кредиторов из официального реестра.

При обращении к закону основной интерес составляет статья №16 ФЗ России, регламентирующая право управляющего (назначенное судом уполномоченное лицо) на внесение и вынесение кредиторов в реестр требований.
Действие может быть выполнено только на основании судебных актов.

Статья 16 ФЗ определяет власть арбитражного суда на установление размеров и состава требований. Примечательно, что законодатель совершенно забыл упомянуть, какие именно судебные акты подразумеваются в данном случае, а также не пояснил, приведены ли такие акты в рамках рассматриваемого банкротства или же это документы, принятые в рамках других дел.

В Федеральном законодательстве страны нет ответов и на другие вышеперечисленные критерии. Законодательный орган власти посчитал нужным оставить данные вопросы судьям и отдал им право на решение по своему усмотрению, тем самым, усложнил донельзя процедуру исключения лиц из реестра требований кредиторов, а также обеспечил благоприятную почву для злоупотребления и коррупционного роста.

Роль арбитражного суда в исключении из реестра кредиторов

роль в процессе исключения из реестра кредиторов, как следует из вышеуказанных положений, полностью принадлежит арбитражному суду. Полномочия судебного органа:

  • определяет требования для внесения в реестр;
  • исключает требования займодателя из общего реестра по заявлению уполномоченного лица;
  • проверяет притязания на обоснованность, далее включает их в документ;
  • может отказывать во внесении требований в реестр.

Другими словами, полномочия суда и судебных актов являются единственными правомерными основаниями на проведение процедуры.

Одновременно орган судебной власти должен взять во внимание, что граждане имеют возможность на осуществление принадлежащих им прав, то есть займодатель вполне может предъявлять свои притязания к обанкротившемуся лицу, также как и отказаться от предъявленных ранее требований. Права регламентирует ГК РФ, а именно девятая статья.

Следует отметить еще одну интересную особенность: после того как арбитражный суд исключает притязания кредитора из общего реестра по заявленному желанию самого кредитора, лицо, отказавшееся от своих требований единожды, не имеет повторного права обращаться в арбитражный суд. Законодательство России не допускает возможности многократного обращения по одному вопросу, ведь это значительно может запутать и без того не лёгкий процесс.

Уполномоченные категории

Для удаления конкретного займодателя из реестра требований назначается уполномоченный человек, только гражданин, наделённый правами, может заявлять в суд.

Судебная практика противоречиво смотрит на решение данного вопроса, а судьи рассматривают положения российского законодательства по своему усмотрению, другими словами, на практике уполномоченные лица выбираются не совсем на одинаковых основаниях.

Иногда судам легче всего наделить полномочиями арбитражного управляющего, именно они становятся главными лицами. Кроме того, подобным статусом могут быть наделены займодатели с учётом внесения их требований в реестр.

Сами же должники, естественно, ходатайствовать не могут. Однако статья №16 Федерального Закона говорит о том, что кроме арбитражного управляющего, право на обращение в суд с заявлением о снятии какого-либо кредитора из реестра требований имеет и любой другой гражданин, принимающий непосредственное участие в деле о банкротстве.

После установки перечня лиц, в полномочия которых включено право ходатайства об исключении из реестра требований, суды устанавливают возможные случаи исключения.

Наиболее часто выделяют четыре основных пункта, на основании которых процедура исключения действительно возможна:

  • Исключение требований может быть осуществлено в результате отмены судебного акта или, если тот будет признан недействительным. Отмена совершается только в том порядке, как описано в законодательном постановлении.
  • Процедура возможна в том случае, когда решение налоговой полиции о взыскании с должника требований определённого кредитора признается недействительным.
  • По причине самостоятельного заявления кредитора об отзыве его притязаний, прописанных в реестре требований займодателей.
  • Также весомым для исключения основанием является случай замены кредитора, в данной ситуации арбитражный суд удовлетворяет заявление других участников процесса на исключение требований заменённого лица из реестра.

Судебная практика

В судебной практике существует множество оснований на исключение кредитора, при этом, такие основания не регламентированы ни одним нормативно-правовым актом.

Что ещё раз подтверждает пробелы и путаницу в законодательстве, касающемся банкротства и вытекающих из него последствий.

Участникам подобных процессов остается лишь полагаться на мнения судов, которые власть наделила полномочиями решать данный вопрос, исходя из своих убеждений.

Без удовлетворения суды оставляют заявления участников, направленные по факту погашения требований займодателя к должнику или поручителю. Эти случаи не являются основательными для исключения из реестра требований.

Бывают случаи, когда суд исключает требования к поручителю, которые внесены в реестр и предъявлены в рамках дела. Когда это происходит? Исключение возможно в случаях, описанных в статьях под номером 64, а также под номером 367 Гражданского Кодекса страны, а именно, если после ликвидации предприятия — банкрота поручения, обеспечивающие выполнение обязательств, потеряли силу.

Встречаются ситуации, когда заёмщики солидарно несут обязательство. Здесь возникает вероятность солидарной задолженности.

Такая перспектива предполагает, что кредитор вправе потребовать выполнения обязательств не только от одного конкретного должника, но и у всей «компании». Займодатель предъявляет свои притязания не весь долг или только часть долга.

Если один заёмщик полностью выплачивает обязательства перед займодателем, остальные должники становятся свободными от долга.

В случае неисполнения заёмщиком своих обязательств арбитражные суды не исключают требования пострадавшего кредитора из общего реестра требований.

Сложность исключения кредиторов из реестра обусловлена пробелом в законе.

Суды обладают особым мнением относительно предъявления требований не к самому должнику, а к поручителю. Арбитражный суд принимает положительное решение, исходя из того, что требование к поручителю не предъявлялось до момента завершения процедуры конкурсного производства. В противном случае исключение требований из реестра требований происходит.

При каких условиях можно получить статус залогового кредитора? Читайте на страницах нашего ресурса.
В чём заключаются основное отличие кредитора от конкурсного кредитора вот тут. Эта информация особенно пригодится руководителям предприятий, решившим банкротится.

Исключение на основании обжалования

Если верить действующему законодательству, возможность погашения требований есть только в случае полного удовлетворения притязаний кредитора, а также при условии нехватки средств у должника.

Данный порядок регламентирует Федеральный Закон, а именно статья №142 «О банкротстве».

При этом в России не введён ни один закон, ни одна норма или правовой акт, говорящие о принудительном исключении требований кредитора из общего требований из общего реестра кредиторов.

Обжалование может стать причиной для исключения из общего реестра кредиторов.

При обосновании заявления об исключении кредитора можно рекомендовать статью №367 Гражданского Кодекса России «Прекращение поручительства». Следует обратить внимание, что существует законопроект №337108-5, регламентирующий возможность изменений в вышеупомянутую статью, а именно её первую часть.

По мнению авторов законопроекта, статья регламентирует прекращение поручительства не только в результате прекращения обязательств, но также и при условии изменения данного обязательства, которое провоцирует неблагоприятные последствия для поручителя, в том случае, когда он не давал согласия на эти изменения. В данной ситуации этим случаем является его ликвидация.

Однако судебная практика не предусматривает прекращения поручительства в результате ликвидации должника. Это и требует внесения поправок в статью №367, оптимальный вариант – внесение определённого дополнения, где будет сказано о возможности прекращения поручительства по причине ликвидации должника или самого кредитора.

Исключение требований одного или нескольких кредиторов из общего реестра – затруднительный процесс, подвластный арбитражному суду. Его разрешение не регламентировано с точностью ни одним законом, отдаётся на полное рассмотрение судебных органов.

Источник: https://dolgofa.com/kreditor/isklyuchenie-iz-reestra-trebovanij.html

Что говорит судебная практика в вопросах об исключении из реестра требований претензий кредиторов?

Заявление об исключении из реестра

В период массовой деиндустриализации в нашей стране и мировых кризисов, когда рыночная экономика по всему миру дает периодический сбой, юридические лица, встраивая западные модели развития бизнеса, получая займы от различных субъектов на развитие, с большой вероятностью терпят крах. Не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства перед субъектами, которые выдали такому юридическому лицу заем, оно начинает проходить процедуру банкротства. Во время этой процедуры на такое юридическое лицо назначается арбитражный управляющий, который и руководит им.

Все кредиторы стараются максимально защитить свои интересы и получить причитающиеся им средства. Этот не самый лучший период в жизнедеятельности предприятия осложняется тем, что требования займодавцев во многих случаях значительно превышают его возможности, когда его активы не в состоянии удовлетворить выдвигаемые притязания по взятым должником на себя обязательствам.

В таких случаях актуальным становиться исключение из реестра требований кредиторов.

Кто заинтересован в такой процедуре прежде всего? Во-первых, в этом заинтересованы лично займодавец должника, поскольку чем меньше существует субъектов с притязаниями к конкретному предприятию-банкроту, тем больше вероятность, что в процессе процедуры банкротства они смогут соблюсти свои интересы в полном объеме.

Во-вторых, если предприятие-должник поручалось за выполнение взятых на себя обязательств третьими лицами на основании договора поручительства, то требования субъектов к должникам также включаются в указанный реестр, поскольку то лицо, за которое поручался должник, ликвидировано. А значит, все те обязательства, которые были обеспечены поручительством, прекращаются и в исключении притязаний из реестра заинтересован непосредственно сам должник.

Несмотря на достаточную заинтересованность в исключении определенных требований из реестра, на практике оказывается достаточно сложно это сделать. Трудности возникают даже тогда, когда прекращают свое действие обязательства, которые были обеспечены поручительством.

Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо разобраться с тем, что нужно иметь на законодательном уровне, чтобы отсутствовала проблема исключения из реестра требований кредиторов.

Во-первых, для этого законом должен быть определен тот судебный акт, на основании которого производится исключение претензий из реестра. Во-вторых, должно быть определено то лицо, которые было бы уполномочено подавать заявления о таком исключении.

И в-третьих, необходимо наличие в законе перечня оснований, которые позволяли бы исключать притязания кредиторов из реестра.

Если обратиться к законодательству, то можно прочитать в статье 16 Закона Российской Федерации «О банкротстве», что только на основании вступивших в силу актов суда арбитражный управляющий вправе включать или исключать из реестра требований кредиторов все притязания займодателей.

Этой статьей определено, что состав и размер таких претензий, которые включаются в реестр, устанавливаются судом.

При этом законодатель не ответил на вопрос, какие именно он подразумевает акты суда, вынесены ли эти акты в рамках дела о банкротстве, либо акты суда, которые вынесены в рамках других дел.

Что касается перечня приведенных выше вопросов, которые хотелось найти в законодательстве, то ответы на них отсутствуют. Законодатель оставил их на внутреннее убеждение судей, тем самым не только усложнив саму процедуру, но и создав почву для коррупции и злоупотреблений.

Какой судебный акт?

Если мы проведем анализ тех вышеуказанных положений, которые регулируют некоторые вопросы исключения из реестра, то убедимся, что все те претензии, которые вносятся в реестр, определяются арбитражным судом.

В свою очередь, арбитражный суд проверяет и определяет обоснованность таких притязаний. По результатам такой проверки суд может включить претензии кредиторов в реестр или отказать во включении этих требований в реестр.

В целом, если обратиться к судебной практике и к указанному закону, то напрашивается следующий вывод.

Требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него только на основании судебных актов арбитражного суда

При этом суд должен учитывать, что в соответствии с положениями статьи 9 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане могут осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, а значит, кредитор вправе как предъявлять свои притязания к должнику, так и имеет полное право отказаться от своих претензий.

В последнем случае, учитывая права кредитора, суд определяет исключить притязания этого кредитора из реестра. Делается это в процессе рассмотрения правомерности включения требований такого кредитора в реестр.

Но один раз отказавшись от реализации своего права, такой кредитор не имеет права повторно обращаться в суд.

Законодательство не допускает, чтобы в рамках одного дела о банкротстве кредиторы могли многократно обращаться с претензиями по одному тому же вопросу.

Кто уполномочен подавать заявление об исключении и на каком основании?

Как уже говорилось выше, для того, чтобы исключить возникшие требования займодателей из соответствующего реестра, нужно определить уполномоченное лицо, которое может об этом подавать заявление. В судебной практике есть противоречивое мнение и судьи по-разному трактуют положения законодательства, а соответственно, по-разному определяют таких уполномоченных лиц.

В ряде случаев суды оставляют такое право за арбитражными управляющими, а также займодателями, чьи требования были включены в реестр. При этом такого права лишались сами должники.

Однако в положениях статьи 16 Закона Российской Федерации «О банкротстве» указано, что помимо арбитражного управляющего, в суд о снятии претензий кредитора из реестра вправе обратиться любое иное лицо, которое принимает участие в деле.

Определив перечень лиц, которые уполномочены заявлять об исключении претензий из реестра, суды устанавливают, в результате чего возникает возможность их снятия, то есть определяются для этого основания. Отсутствие четкой ссылки в законе компенсируется судебной практикой, в результате чего можно выделить четыре пункта, на основании которых из реестра могут быть исключены требования кредитора.

Во-первых, претензии могут быть исключены по результатам отмены или признания недействительным судебного акта, которым данное требование было внесено в реестр. При этом такая отмена должна совершаться в порядке, который предусматривает процессуальное законодательство.

Во-вторых, такой результат будет достигнут, если признается недействительным решение налогового органа о взыскании.

В-третьих, если сами займодатели своим заявлением отзывают, требуют исключения их притязаний, обозначенных в реестре.

И, в-четвертых, основанием для исключения требований субъекта из реестра является замена кредитора.

Выделяем основания из судебной практики

Но еще раз стоит подчеркнуть, эти основания можно выделить именно из судебной практики. Ни в одном из нормативно-правовых актов законодатель четко не выделил основания для такого исключения. Поэтому остается исходить из мнений судов, которые принимают решения, исходя из своих внутренних убеждений.

В тех случаях, если обращаются в суд по факту погашения претензий кредитора к поручителю по причине ликвидации должника, судами такие заявления остаются без удовлетворений, указывая на отсутствие именно оснований для исключения из реестра.

Если обратиться к положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно к статьям 64, 367 и 419, то можно прийти к выводу, что после ликвидации должника перестают иметь силу и поручения, которые обеспечивают выполнение обязательств со стороны должника.

На этом основании подлежат исключению требования к поручителю из реестра, которые предъявлены в рамках дела о банкротстве.

Немаловажный момент: нести обязательство заемщики могут и солидарно. В такой ситуации у этих заемщиков может возникнуть и солидарная задолженность.

При такой задолженности кредитор имеет полное право потребовать выполнение обязательств по кредиту как от любого из должников, так и от всех должников совместно. Такие претензии кредитор может предъявлять на всю задолженность, либо на ее часть.

И если один из должников полностью удовлетворяет претензии кредитора, то остальные должники, которые несли солидарную ответственность вместе с ним, освобождаются от своих обязательств перед кредитором.

Если должник не исполнил свои обязательства перед кредитором в связи с его ликвидацией, то суды не считают, что у них есть основания исключать претензии кредитора из реестра требований поручителя по основному обязательству.

Необходимо отдельно отметить и вопрос о предъявлении претензий к поручителю. Суды исходят из того, что такое притязание должно быть предъявлено до момента завершения конкурсного производства по отношению к заемщику-должнику.

В этом случае обязательство поручительства не считается прекращенным.

В ином случае, когда такое требование предъявляется после того, как должник ликвидирован, а значит и конкурсное производство завершено, то такое обязательство поручителя судами считается завершенным.

Если претензия к поручителю предъявляется до того момента, когда должник ликвидирован и процедура банкротства еще находится в процессе, рекомендуется заявителям в своем обращении ссылаться на нормы, которые содержатся в вышеуказанных статьях Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно такой порядок обеспечит обоснования своих притязаний в заявлении, которое подается в арбитражный суд.

Исключаем на основании обжалования

Как можно заметить из вышеизложенного, рассматриваемый вопрос достаточно сложный, вызывает много споров в судебной практике и ,самое неприятное, слабо отрегулирован на законодательном уровне. Как указывалось выше, такое неурегулированное состояние этого вопроса провоцирует возникновение различных решений в арбитражном суде, которые могут противоречить друг другу.

Из действующего законодательства можно сделать однозначные выводы, что предусматривается возможность погашения претензий в том случае, если это притязание полностью удовлетворено и в случае, если имущества должника недостаточно для выполнения своих обязательств.

Такой порядок законодатель закрепил в положении статьи 142 Закона Российской Федерации «О банкротстве». Ни одной нормы, которая бы предусматривала принудительное исключение претензий займодавца из реестра кредиторов, Российским законодательством не предусмотрено.

В практике очень часто возникают ситуации, когда на притязания кредитора могут быть возражения от участников процесса ликвидации предприятия. Возражения на необоснованные, спорные или любые другие требования займодателя могут подавать как кредиторы, которые предъявили претензии, так и те, у которых притязания находятся на рассмотрении в суде.

Кроме кредиторов, возражения на предъявленные претензии могут подавать арбитражный управляющий и сам должник. Все участники, которые принимают участие в деле о банкротстве, могут по каждой заявленной претензии предъявлять свои возражения либо обжаловать эти притязания в суде. Как результат, предъявленное требование может быть не установлено.

Совершенствование законодательства, как эффективное решение вопроса

Самое эффективное, что может сделать законодатель для урегулирования процедуры банкротства в контексте рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать в законах четкий ответ на поставленные выше вопросы.

Как указывалось выше, Законом должен быть четко регламентирован судебный акт, на основании которого производится исключение требований из реестра.

Помимо указанного, должно быть определено то лицо, которые было бы уполномочено подавать заявления о таком исключении и необходимо наличие в законе перечня оснований, которые позволяли бы исключать притязания кредиторов из реестра.

На сегодняшний день, анализируя юридическую практику и действующее законодательство, можно сделать следующие выводы. Арбитражный суд принимает к рассмотрению и рассматривает заявления с претензиями кредиторов по аналогии с обыкновенными исками в суд.

Соответственно, все условия, предъявляемые к типовым исковым заявлениям абсолютно справедливы и к заявлениям кредиторов в арбитражный суд. Рассматриваются такие притязания в соответствии с положениями Арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации.

При этом учитываются особенности, которые предусмотрены федеральными законами и которые регулируют вопросы банкротства. Но все эти претензии кредиторов рассматриваются не как самостоятельные исковые заявления, а в рамках дела о банкротстве.

И если в результате рассмотрения и проверки искового заявления кредиторов о внесении или исключении из реестра их требований судом считаются обоснованными, то только в этом случае производится их включение или исключение из этого реестра.

При этом совсем не имеет значения, признает ли требования кредиторов сам должник или арбитражный управляющий.

Суд перед вынесением своего решения должен взвесить все факты, доказательства и возражения участников процедуры банкротства.

Существующие проблемы с рассматриваемым вопросом вызваны прежде всего тем, что положения Закона Российской Федерации «О банкротстве» не дают однозначных ответов на поставленные выше вопросы. А это требует реагирования и внесения ряда изменений в данный Закон, а также в Гражданский Кодекс Российской Федерации.

В действующее законодательство должны быть включены такие положения, как включение требований кредиторов в реестр и исключения из него на основании решений суда. Производить такое исполнение решений суда должен либо арбитражный управляющий, либо назначенный реестродержатель.

Суд выносит свои решения только на основании и по итогам тщательной проверки. Заявления кредиторов об исключении своих требований претензий из реестров могут быть поданы в арбитражный суд любым участником дела о банкротстве.

При этом в заявлении должно быть указано решение суда, на основании которого притязания кредитора были включены в реестр.

Все эти изменения достаточно внести в один из пунктов статьи 16 Закона Российской Федерации «О банкротстве», что позволит исключить двойное толкование одних и тех же проблем в рассматриваемом вопросе, уменьшит возможность использования такого толкования в коррупционных схемах и закрыть неурегулированный вопрос.

Источник: https://1bankrot.ru/kreditory/isklyuchenie-iz-reestra-trebovanij.html

О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций, указание банка россии от 07 июля 2016 года №4063-у

Заявление об исключении из реестра

Настоящее Указание на основании части 1_4 статьи 7 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3435; 2011, N 27, ст.3880; N 49, ст.7040; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4084; N 51, ст.

6683, ст.6695; 2014, N 26, ст.3395; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.27; “Официальный интернет-портал правовой информации” (www.pravo.gov.ru), 4 июля 2016 года) устанавливает порядок подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

1.

Заявление микрофинансовой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций (приложение к настоящему Указанию) представляется в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”, в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21 декабря 2015 года N 3906-У “О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета”, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 года N 41289 (“Вестник Банка России” от 16 марта 2016 года N 26), с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.

2.

Вместе с заявлением микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций должны быть представлены отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (с заполненными разделом I и подразделом 3 раздела II) в соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2016 года N 3979-У “О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации”, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 года N 41578 (“Вестник Банка России” от 6 апреля 2016 года N 36), и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие факт отсутствия (погашения) обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании.

Файлы с указанными регистрами бухгалтерского учета в отсканированном виде прикрепляются к заявлению микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

3. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

ПредседательЦентрального банкаРоссийской ФедерацииЭ.С.Набиуллина

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации1 августа 2016 года,

регистрационный N 43056

Приложение. Заявление микрофинансовой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций

Приложениек Указанию Банка Россииот 7 июля 2016 года N 4063-У”О порядке подачи микрофинансовойорганизацией заявления об исключениисведений о ней из государственного

реестра микрофинансовых организаций”

________________
Рекомендуемый для заполнения образец.

(полное и сокращенное (при наличии) наименование; ОГРН; ИНН; адрес, указанный в ЕГРЮЛ; номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (при наличии)
просит исключить сведения о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

К настоящему заявлению прилагаются следующие документы:

N п/пНаименование документаКоличество листов
123
1
2
Руководитель (уполномоченное лицо):
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
(дата, подпись, МП (при наличии)

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:Официальный сайт Банка России

www.cbr.ru, 08.08.2016

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420367675

Исключение недействующих юридических лиц из реестра

Заявление об исключении из реестра

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет.  Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки.

По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года.

Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Зависит ли возможность исключения от организационно-правовой формы?

Исключено может быть любое юридическое лицо.

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков. Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение:

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации.На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается.

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее.

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица.

Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данное ограничение действует в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства.

Источник: https://www.vvcl.ru/2017/06/isklyuchenie-nedejstvuyushhih-yuridicheskih-lits-iz-reestra/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.