+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Сведения об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) субъекта Единого реестра государственного имущества (Форма)

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Сведения об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) субъекта Единого реестра государственного имущества (Форма)

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать – филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.

В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия “филиал” и “представительство” приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица.

Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.

ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства.

Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.

самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 “О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц”: “…

обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица …

К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица”.

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”. В силу п.

9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е.

населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия – иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.

Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод – филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.

Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.

2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Источник: //www.gestion.ru/news/gestion/filialy-predstavitelstva-i-inye-obosoblennye-podrazdeleniya/

Постановка на учет обособленного подразделения

Сведения об обособленных подразделениях (филиалах, представительствах) субъекта Единого реестра государственного имущества (Форма)
Корпоративное право

Прежде чем переделывать бланк, очень необходимо хорошо прочитать приведенные в нем нормы постановлений. В настоящем они могли потерять свежесть. Верно изложенный образец будет нужным в устранении неудобств при написании документа. Это приблизит путь сэкономить на договоре специалиста. Сохраненные деньги обычно не лишние.

Обособленные подразделения

Не так давно в законодательстве произошли изменения, касающиеся постановки на учет обособленного подразделения. Подробнее рассмотрим порядок постановки на учет обособленных подразделений в налоговых органах и фондах с учетом последних изменений.

Федеральным законом от 27.07.

2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации внесены существенные изменения в статьи 23, 83 – 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 года в части учета организаций и физических лиц.

В частности, Законом со 2 сентября 2010 года вводятся в действие следующие изменения в Кодекс:

1) постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения осуществляются на основании соответственно сведений единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), сообщений, представляемых российской организацией согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, из которой следует, что налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: … 3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

В настоящее время проекты приказов ФНС России и формы представления сведений проходят процедуру согласования со структурными подразделениями ФНС России и внешними организациями, проекты порядков направлены в Минфин России. Как видим, постановка на учет обособленного подразделения все же претерпела некоторые изменения.

Со 2 сентября 2010 года до введения в действие указанных выше документов и доработки программных средств согласно вышеуказанным нормативным правовым актам при организации работы по учету в налоговых органах российских организаций и физических лиц необходимо руководствоваться следующим:

Поставить на учет обособленное подразделение

Сообщение, представляемое организацией в соответствии с подпунктами 3 и 3.

1 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения, о создании обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства), о закрытии обособленного подразделения рекомендуется подавать (направлять) в налоговый орган по рекомендуемым формам соответственно N С-09-3-1, N С-09-3-2, приведенных в приложении к письму ФНС РФ от 03.09.

2010 N МН-37-6/10623@ (далее – Письмо). При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются. Однако, на практике налоговаые инспекции по месту нахождения организации могут запрашивать так же приказ о создании обособленного подразделения.

Также в письме установлен ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ, СНЯТИЯ С УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И (ИЛИ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА, в котором помимо вышеуказанных положений установлен следующий порядок: Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (далее – заказное письмо) или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке, утвержденном Федеральной налоговой службой (далее – ФНС России).

При получении сведений от организации о создании обособленного подразделения налоговый орган по месту нахождения организации обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации для постановки ее на учет.

Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иного обособленного подразделения осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней соответственно со дня получения данным налоговым органом сведений о филиале, представительстве, содержащихся в ЕГРЮЛ, или со дня получения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса Сообщения организации о создании обособленного подразделения налоговым органом по месту нахождения организации.

В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Датой постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения является: для иного обособленного подразделения – дата создания иного обособленного подразделения, указанная в Сообщении о создании обособленного подразделения.

Сообщения в фонды

Источник: //bfmac.com/korporativnoe-pravo/postanovka-na-uchet-obosoblennogo-podrazdeleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.