Список гражданских/уголовных дел, назначенных к слушанию в суде (в районных (городских), межгарнизонных военных судах Республики Беларусь) (Форма)
– Верховный Суд Республики Беларусь
Функции военного правосудия до 1996 года выполняли военные трибуналы. Первые революционные военные трибуналы стали создаваться еще в годы гражданской войны (1917 – 1922) и иностранной военной интервенции. Первоначально они не входили в общую судебную систему, а были органами соответствующих революционных военных советов.
Реввоентрибуналы
С 1 января 1923 г. руководство воентрибуналами стало осуществляться Военной коллегией Верховного Суда РСФСР, а в апреле 1924 г., с образованием Верховного Суда СССР, Военная коллегия была включена в его состав.
Военная коллегия осуществляла организационное руководство реввоентрибуналами, рассматривала в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности. Однако кассационное рассмотрение приговоров реввоентрибуналов округов оставалось за Верховными судами союзных республик.
И только Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утвержденное 20 августа 1926 г., закрепило единое руководство всей деятельностью трибуналов за Военной коллегией Верховного Суда СССР, а реввоентрибуналы были переименованы в военные трибуналы.Они действовали в военных округах, группах войск, флотах, армиях, крупных гарнизонах и в отдельных видах Вооруженных сил Советского Союза до января 1992 года.
Военные трибуналы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг
Военные трибуналы армий и гарнизонов работали как суды первой инстанции, а трибуналы округов, видов войск – как суды первой, кассационной и надзорной инстанций.
Все они подчинялись непосредственно Военной коллегии Верховного Суда СССР.
На территории БССР действовал военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа, которому были подведомственны трибуналы нескольких армий и гарнизонов.
С началом Великой Отечественной войны на военно-судебные органы были возложены задачи по борьбе с вражескими преступными элементами, дезертирами, паникерами, распространителями ложных слухов. Расширились функции военных трибуналов, их численный состав.
Упразднялся кассационный порядок обжалования приговоров, то есть они, по общему правилу, вступали в законную силу с момента провозглашения. Рассмотрение дела начиналось через 24 часа после вручения обвинительного заключения, а не по истечении трех суток по меркам мирного времени. Кроме того, с декабря 1941 г.
линейные суды железнодорожного и водного транспорта были переименованы в военные трибуналы.
С окончанием войны военные трибуналы, особенно на территории освобожденной Беларуси, рассмотрели немало уголовных дел на военных преступников, гитлеровских генералов и офицеров, карателей, совершивших в годы оккупации жестокие преступления против мирных граждан. В числе их дела на коменданта города Минска В.Кубэ, карателей, виновных в Хатынской трагедии, многие другие.
В послевоенный период трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа возглавляли опытные военные юристы, прошедшие горнило войны, такие как генерал-майоры юстиции Н.М. Кедров, И.М. Мазуров, А.Д. Тарасов, И.А. Зубов, М.Д. Токарев, полковник юстиции М.К. Тутаев, а позднее – генерал-майор юстиции Л.П. Минчинков.
Военные суды в 1990-е – 2000-е годы
С распадом Советского Союза и образованием на его территории суверенных государств перестала существовать и общая система военных трибуналов.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, расположенные на территории республики, были включены в систему судов Республики Беларусь. Этим же постановлением была образована военная коллегия Верховного Суда республики в составе заместителя Председателя Верховного Суда, председателя военной коллегии и семи членов.
Военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа был преобразован в Белорусский военный суд с правом пересмотра в кассационном и надзорном порядке судебных решений подведомственных военных судов.
Кроме этого в стране действовало шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове, которые рассматривали по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел.
Военные суды, входившие в единую судебную систему страны, при осуществлении правосудия руководствовались теми же законами и принципами, что и общие суды.
Особенностью их работы являлось лишь то, что действуют они в Вооруженных Силах страны и были призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения службы.Военным судам были подсудны дела о преступлениях военнослужащих, проходящих службу в любых силовых структурах, все дела о шпионаже, а также некоторые другие категории уголовных и гражданских дел.
Рассмотрение дел в военных судах осуществлялось на началах коллегиальности, гласности, равенства граждан перед законом и судом, с обеспечением права обвиняемых на защиту и соблюдением всех других процессуальных гарантий.
Действовали суды в тесном контакте с командованием обслуживаемых частей. Каждое четвертое уголовное дело рассматривалось в расположении частей в присутствии личного состава, что повышало воспитательное значение судебных процессов.
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
Решение об образовании военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь было принято в январе 1992 года, в июне 1993 года она была сформирована и начала работать.
В функции коллегии входило рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, на судей военной коллегии возлагались функции по изучению и обобщению судебной практики военных судов, анализу судебной статистики.
Военная коллегия Верховного Суда была упразднена с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 6 – спустя 21 год с момента образования. 1 июля 2014 года вместе с коллегией были ликвидированы Белорусский военный суд и межгарнизонные военные суды.
Полномочиями по рассмотрению дел, ранее подсудных военным судам, сегодня наделены суды общей юрисдикции соответственно областного и районного звена.
Источник: Е.М.Царенко. Военные суды на страже законности. Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923 – 1998). «ИнтерДайджест». 1998 г.
Источник: //court.gov.by/justice_RB/history/vehi/e87f013d88aae528.html
Судебная система Республики Беларусь
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
- социально-экономические и политические права граждан;
- конституционный строй Республики Беларусь;
- государственные и общественные интересы;
- права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Система судов
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
- Системы судов общей юрисдикции.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется:
Система судов общей юрисдикции
Система судов общей юрисдикции состоит из:
- Верховного Суда Республики Беларусь;
- областных (Минского городского) судов;
- экономических судов областей (города Минска);
- районных (городских) судов.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.
Он состоит из:
- первого заместителя Председателя;
- заместителей Председателя;
- судей Верховного Суда Республики Беларусь
и действует в составе:
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по экономическим делам;
- судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;
- Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
- Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь:
- Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
- Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
- Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
- Осуществляет иные полномочия.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:
- Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
- Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.
- Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.
- Осуществляет иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:
- Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
- первого заместителя Председателя;
- заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
- судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:
- судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
- вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
- Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.
- Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:
- Минского городского суда;
- районных (городских) судов.
- Осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.
Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.
К числу гражданских дел относятся:
- дела по спорам, возникающим из отношений:
- отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
- отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
- дела, возникающие из административно-правовых отношений;
- дела особого производства;
- иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Источник: //www.pravo.by/main.aspx%3Fguid%3D1501