+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Решение о ликвидации унитарного предприятия

Содержание

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Решение о ликвидации унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

Принимая самостоятельное решение по данным вопросам, помните (!):

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Именно поэтому для вас работают бесплатные консультанты:

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

Или позвоните:

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-88-93

  • ликвидация государственного унитарного предприятия;
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.

Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.

При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:

  • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
  • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
  • При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
  • Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
  • Исключение  предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.

В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  1. Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  2. Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1)  более, чем на 3 месяца.

Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Основания для принудительной ликвидации

Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.

Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

Остались вопросы? Наш консультант БЕСПЛАТНО ответит на все ваши вопросы (!):

Позвоните:

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов – 8 (800) 333-88-93

Источник: //1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-unitarnogo-predprijatija.html

Ликвидация унитарного предприятия: принятие решения, документы, процедура

Решение о ликвидации унитарного предприятия

На сегодняшний день в правовом поле под унитарным предприятием подразумевают правовую форму коммерческих организаций, имущественный комплекс которых не составляет собственность предприятия и ни при каких обстоятельствах не может подлежать разделу на части и распределению между всеми участниками.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации частных, муниципальных, государственных унитарных предприятий занимает важное место в правовом поле.

Все моменты, касающиеся регулирования деятельности этой категории предприятий прописаны позициями двух основных законодательных документов: Гражданский Кодекс России и Федеральный Закон №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

В частности, ст. 61 ГК определяют ликвидацию унитарного предприятия в виде комплекса правовых нормативных мер юридического и бухгалтерского характера. Он направлен на окончательное и всеобъемлющее прекращение какой либо работы организации при полном отсутствии передачи права и всего объема разрешенных законом обязанностей иным юридическим и физическим лицам.

Возможность и необходимость ликвидации унитарного предприятия

Как уже упоминалось, вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия решаются ГК и Федеральным Законом №161.

В связи с тем, что унитарное предприятие можно назвать достаточно своеобразной формой предпринимательской инициативы, при ней присутствуют определенные нюансы ликвидационной процедуры.

Как уже было сказано выше, УП отличает специфичность этой организационно-правовой формы. Ключевая характеристика унитарных предприятий — это отсутствие прав собственности на балансовое и пребывающее в распоряжении фирмы имущество.

Основания

Начало процедуры может быть проведено в следующих случаях:

  • Решение собственника имущественного комплекса УП.
  • Решение судебной инстанции первой ступени.

Инициация процедуры ликвидации возможно, если произошла потеря финансовых интересов собственника к работе предприятия, фиксируется постоянная низкая рентабельность или убыточность УП, не достигнута поставленная цель, закончился срок договоров, и нет причин продления.

Необходимость ликвидации возникает при нарушении правовых процедур при организации, ведении хозяйственной деятельности без лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, при неоднократных нарушениях правовых документов или компания осуществляет противозаконную деятельность.

Далее рассмотрен порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника или суда, соответствующее постановление о таком и другие важные нюансы процедуры.

Порядок проведения

Ликвидационные мероприятия включают несколько последовательных этапов, следующих один за другим. В элементарном порядке это выглядит следующим образом:

  • Создание ликвидационной комиссии, состав которой определен компанией собственником, назначение ее председателя.
  • После этого момента комиссией осуществляется полное руководство и деловое администрирование субъекта, что подлежит ликвидации.
  • Приказом по компании определена процедура ликвидации и оговаривается срок ее осуществления.
  • Решением комиссии установлен метод оповещения кредиторов о предстоящей процедуре ликвидации.
  • Комиссия в срок не более чем 3 дня вносит сведения в Единый Государственный Реестр Юрлиц о начале ведения ликвидационной компании.

Важно соблюсти все указанные правила, иначе будет выдан отказ в ликвидации. Далее рассмотрим решение о ликвидации частного и муниципального унитарного предприятия.

Принятие решения о ликвидации

Решение о начале процедуры ликвидации предприятия принимает руководящий орган компании – собственника. Это может быть совет директоров, совет учредителей или иной предусмотренный законодательством орган.

Решение принимается коллегиальным способом, при соблюдении кворума. Подтверждающим документом является Протокол собрания, подписанный полагающимися лицами и вынесенное Решение.

Документы

Для того чтобы начать процедуру ликвидации следует обладать следующим пакетом документов:

  1. Уведомление форма Р15001.
  2. Решение собственников о начале ликвидации.
  3. Сведения о составе ликвидационной комиссии, личные данные ликвидатора, нотариальный документ для ведения деятельности.
  4. Внесение данных о процедуре в «Вестник государственной регистрации», с указанием юридических реквизитов предприятия.

Затем местный орган регистрации предоставляются Заявление о государственной регистрации Ф Р16001, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, оригинальный вариант ликвидационного баланса с синей печатью и подписями уполномоченных лиц.

Процедура

Процедуру ликвидации инициируют в случаях наличия задолженности по бюджетным и внебюджетным платежам более 100 000, 00 руб. и нарушения сроков погашения 91 и более дней. Процедура ликвидации проводится по определенной схеме:

  • Осуществление наблюдения за предприятием. Проводится анализ финансового состояния.
  • Составление реестра кредиторских требований.
  • Финансовая санация и осуществление внешнего управления.
  • Проведение конкурсного производства.
  • Оптимизация дебиторских выплат.
  • Организация торгов по вопросу реализации имущественного комплекса предприятия.
  • Возможное оформление и подписание мировых соглашений.
  • Массив оставшихся долгов организации признается как аннулированные.

Последствия ликвидации унитарного предприятия, вопросы его имущества рассмотрены ниже.

Последствия упразднения

Итог процедуры ликвидации — данные о ликвидации, внесенные в ЕГРЮЛ и полученное соответствующее свидетельство о признании компании как ликвидированное.

  1. При неправильном ведении ликвидационных процедур обычно у руководителя УП возникают проблемы законодательного порядка.
  2. При нарушении нормативных актов возможно признание ликвидации как несостоявшейся.

Для того чтобы избежать негативных последствий и не вернуть проведенную процедуру в уже пройденное русло, следует прекратить существование юридического лица в точном соответствии с законодательной базой РФ.

Про ликвидацию частного унитарного предприятия расскажет это видео:

Источник: //uriston.com/kommercheskoe-pravo/likvidatsiya/raznye-subekty/unitarnogo-predpriyatiya.html

Порядок ликвидации муп пошаговая инструкция

Решение о ликвидации унитарного предприятия

Преобразования, происходящие в нашей стране, не обошли стороной ни одну социальную сферу, в том числе политическую и экономическую. Конечной целью всех реформ является улучшение жизни российских граждан и создание условий, которые будут благоприятны для работы. Экономическая составляющая в этом вопросе имеет первостепенное значение.

Как показывает многолетний опыт, для роста экономики необходимо развитие всех субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности. Это относится как к частному сектору, так и к государственному или коллективному.

Хозяйственная деятельность с использованием муниципальной собственности способствует пополнению бюджета и в то же время является средством государственного управления экономикой.

Такого рода деятельность проводят юридические лица государственной формы собственности, имеющие унитарную форму.

Основы деятельности

Свою деятельность  унитарная структура проводит на основании Устава.

С введением в силу ФЗ № 161 от 14 ноября 2002, такое предприятие не имеет права на создание другого унитарного юридического лица, передавая ему имущество, находящееся под его управлением. Ранее это было дозволено делать организациям, которые управляют активами на правах хозяйственного ведения.

К отрицательным свойствам унитарных объектов относят их более низкую управленческую открытость, чем в тех же акционерных обществах. Но несомненным достоинством остается то, что имущество этих форм хозяйствования является собственностью государства.

Распоряжаться активами и владеть правами собственности на него может только государство или муниципалитет, которые передают его унитарным субъектам коммерческой деятельности в оперативное управление или в хозяйственное ведение.

В зависимости от формы передачи различают два вида унитарных юридических лиц:

  1. Унитарная организация, распоряжающаяся собственностью на праве хозяйственного ведения. Основанием для ее создания служит решение государственного органа власти или муниципального образования, обладающего необходимыми полномочиями. Созданное таким образом предприятие может использовать и распоряжаться закрепленным за ним имуществом для ведения хоздеятельности, но не может передавать его третьим лицам, предоставлять в лизинг, отдавать как залоговое имущество и тому подобное не имея согласия от собственника на такие действия. Также собственник назначает руководящий состав этого юридического лица, принимает резолюцию о его реорганизации, переформировании, ликвидации, определяет принципы и цели деятельности.

    Собственник организации такого типа имеет право на некоторую долю его прибыли, в то же время он не несет никакой ответственности за долги унитарного субъекта.

    Юридическое лицо с правом хозяйственного ведения единолично отвечает по возникшим долгам всей собственностью.

  2. Унитарная организация, в основе которой лежит оперативное управление, создается на основании Постановления Российского правительства. Имущество такого предприятия, соответственно находится в федеральной собственности. Предприятие, созданное на праве оперативного ведения, может называться также казенным федеральным предприятием. Имущество, которое передается в его распоряжение, не может быть отчуждено без получения согласия на эти действия собственника.

Изготовленная продукция или услуги казенного предприятия могут реализовываться им самостоятельно или на усмотрение собственника, если это определено на законодательном уровне, но полученные доходы распределяются в порядке, установленном Правительством РФ. Также собственник решает и определяет все правовые и организационные вопросы в деятельности предприятия начиная с назначения руководителя, заканчивая решением о ликвидации структуры.

Правительство РФ несет ответственность по выданным гарантиям казенного предприятия в случае, если имущества последнего будет недостаточно для их обеспечения.

Унитарное предприятие независимо от формы передачи ему имущества не отвечает по обязательствам, которые брал на себя его собственник.

Определение

Унитарный субъект хозяйственной деятельности — это юридическое лицо, наделенное особым статусом. Несмотря на то, что это коммерческая организация, ее нельзя причислить ни к товариществам, ни к каким-либо другим хозобществам. отличительная черта унитарного образования от обычного юридического лица – это отсутствие права собственности на активы, которые за ней закреплены.

Оно не может быть отчуждено или разделено на доли.

В соответствии со 113 статьей Гражданского Кодекса унитарным субъектом называется юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, не обладающий правом собственности на активы, которые были вверены ему для проведения этой деятельности. Это же определение дается в ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ст. 2.

Законодательство

Деятельность унитарных субъектов регулируется Гражданским Кодексом и законом № 161-ФЗ, в котором прописан порядок организации, ликвидации, реорганизации таких форм хозяйствования, права собственника и его обязанности по отношению к созданному им предприятию.

Для унитарного предприятия главными руководящими актами являются Гражданский кодекс и вышеуказанный закон о деятельности унитарных предприятий.

Также проведение каких-либо закупок унитарными предприятиями производятся в соответствии с нормами, прописанными в ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года №44, который был принят вместо ФЗ № №94 от 21 июля 2005 года.

В условиях развития экономики унитарные предприятия все чаще оказываются нерентабельными, а еще чаще неконкурентоспособными. И это становится веским основанием для начала процесса их полной ликвидации. При этом передача обязательств и прав третьим лицам на правах правоприемничества не предусмотрена.

Инициаторы

Инициаторами ликвидации унитарного субъекта могут выступать:

  • собственник предприятия;
  • суд.

Способы

ГК РФ определены следующие способы прекращения унитарного субъекта:

  • добровольная;
  • принудительная;
  • банкротство.

Добровольная

Уставом унитарного предприятия предусматривается исключительно добровольная ликвидация организации, которая может быть проведена на основании постановления собственника имущества.

Она состоит из следующих этапов:

  1. Создается ликвидационная комиссия, в составе, который определяется собственником, назначается ее председатель. С этого момента комиссия осуществляет полное руководство делами субъекта, подлежащего ликвидации.
  2. Определяется процедура ликвидации и сроки ее проведения.
  3. Устанавливается способ, которым будут оповещены кредиторы о предстоящей ликвидации.
  4. В трехдневный срок комиссия должна внести сведения в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации. Этот срок определен Федеральным законом 129-ФЗ ст.20.

Вместе с уведомлением, оформленным по форме Р15001, подаются:

  • Решение собственника о ликвидации;
  • данные о ликвидационной комиссии;
  • в случае, если сведения подает представитель ликвидатора, доверенность на право проведения этой деятельности.

Также информация о ликвидации предприятия должна быть опубликована в «Вестнике государственной регистрации», где указываются юридические реквизиты предприятия, сообщается о ликвидации, с указанием даты вынесения постановления и кем оно было принято, а также определяется срок предъявления претензий от кредиторов.

После решения всех проблемных вопросов, устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, передачи имущества, увольнения персонала, закрытия счета в банке проводится проверка ФНС.

После чего в регистрационный орган должны быть предоставлены:

  • Заявление о госрегистрации по форме Р16001.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Ликвидационный баланс

Принудительная

Прекратить работу унитарное предприятие может не только по собственной инициативе, но и по решению государственных органов.

Этот способ применяется при наличии решения суда о прекращении унитарной организации как юридического лица.

Судом определяется промежуток времени, в течение которого решение должно быть выполнено. Если сроки не соблюдены и ликвидация не произведена, то суд самостоятельно назначает ликвидатора, на которого возлагаются обязанности по ликвидации субъекта.

Источник: //k-p-a.ru/poryadok-likvidatsii-mup-poshagovaya-instruktsiya/

Ликвидация МУП и ГУП: последствия

Решение о ликвидации унитарного предприятия

Правительство готовится упразднить аптеки с государственной формой собственности — эксперты рассказали, к чему это приведет

Правительство РФ внесло в Государственную думу Законопроект № 554026–7, суть которого содержится в его названии — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Для лекарственной отрасли это означает прежде всего упразднение государственных и муниципальных аптечных организаций. Назовем их для краткости ГУП- и МУП-аптеками. К каким последствиям это приведет — мы решили разобраться с помощью ведущих отраслевых экспертов.

Тему комментируют исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Осталось два года

Для начала краткая справка о законопроекте. Следует подчеркнуть, что он касается не только государственных и муниципальных аптек, но и унитарных предприятий вообще. На момент написания этих строк профильный комитет уже принял решение о передаче законопроекта на рассмотрение в Совет Госдумы.

Законопроект № 554026–7 вносит изменения в три федеральных закона, включая закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В частности, предлагается дополнить этот закон новой статьей, в которой говорится о недопустимости создания (в том числе путем реорганизации) и осуществления деятельности унитарных предприятий, а также о недопустимости изменения видов их деятельности.

В той же статье прописаны исключения из этой нормы, но по состоянию на сегодняшний день МУП- и ГУП-аптеки под эти исключения не подпадают.

Еще одна статья, которой Правительство намерено дополнить Закон «О защите конкуренции», говорит о следующем: нынешние государственные и муниципальные унитарные предприятия, ведущие деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (а ГУП- и МУП-аптеки к таковым де-юре, безусловно, относятся), подлежат ликвидации или реорганизации (по решению учредителя) в срок до 1 января 2021 г. То есть законопроект отмеряет бренному существованию МУП- и ГУП-аптек всего около двух лет.

За что ликвидируют?

Если взглянуть на проблему в мировом и историческом контексте, то сама по себе идея упразднения МУП- и ГУП-аптек не выглядит такой уж неуместной.

В подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой государство совсем или почти не присутствует в фармритейле (речь, разумеется, идет об участии в качестве поставщика товаров и услуг, а не регулятора).

У государства хватает своих стратегических отраслей, чтобы наряду с заботами об обороне, внешней политике, энергетике и другом заниматься еще и лекарственной розницей.

Кстати, в пояснительной записке к законопроекту указаны причины, по которым Правительство РФ считает необходимым приступить к ликвидации и реорганизации унитарных предприятий. Среди этих причин:

  • Значительное увеличение числа унитарных предприятий за последние годы. По состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 18 624 шт., в то время как на момент 1 января 2013 года было зарегистрировано только 11 252 УП. Таким образом, за 5 лет число таких предприятий выросло более чем на 65 %. Следовательно, имеет смысл говорить об их чрезмерном присутствии в сферах экономики с развитой конкуренцией.
  • Негативное влияние присутствия и активности УП на конкуренцию на локальных рынках, что влечет к монополизации этих рынков.
  • Выявление случаев отсутствия «какой‑либо профильной деятельности, кроме сдачи… объектов в аренду».
  • Многочисленные факты ухода от применения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • «Неэффективность унитарных предприятий».

Далеко не все приведенные пункты применимы к фармотрасли — особенно тот, который говорит о монополизации. Но, например, сомнения относительно эффективности управления ГУП- и МУП-аптеками имеются. Причем дело в данном случае может быть не в конкретных личностях, а в самой природе подобных предприятий.

Цена вопроса

По мнению Николая Беспалова, организационно-правовая форма ГУП и МУП в принципе не позволяет эффективно развиваться и быть конкурентоспособными по сравнению с другими организационно-правовыми формами.

Например, по его мнению, такие структуры очень ограниченны в вопросах кредитования, в том числе товарного. «Фактически это делает невозможным полноценную работу на фармрынке в коммерческих условиях.

Такие организации неповоротливы, проигрывают ценовую конкуренцию и, как следствие, зачастую балансируют на грани рентабельности», — считает эксперт.

Фактор цены для многих потребителей является решающим. «Статистической информации, конечно, в подобном разрезе найти невозможно, но личный опыт показывает, что в 8 из 10 случаев государственные аптечные сети проигрывают по уровню цен, причем существенно, — рассуждает Николай Беспалов.

 — Более того… Несколько лет назад можно было говорить, что госсети пользуются бо̒льшим по сравнению с частным сегментом уровнем доверия, но это время тоже уходит. Даже внешний вид отдельных крупных госаптек зачастую вызывает противоречивые эмоции.

Огромные залы с обшарпанными витринами, оконные рамы «с многочисленными слоями краски», полы из битого мрамора и прочие атрибуты советского наследия сейчас производят, скорее, гнетущее впечатление».

ГУП- и МУП-аптеки, продолжает эксперт, привлекают определенный круг посетителей за счет узкого (ортопедия, например) и специфического (сильнодействующие и наркотические лекарственные препараты) ассортимента, рецептурно-производственных отделов. «Но если речь заходит о более тривиальном аптечном ассортименте, продукции массового спроса — то конкуренция ими уже проиграна», — замечает Николай Беспалов.

Кнут без пряника

Теперь поговорим о последствиях упразднения ГУП- и МУП-аптек. Так уж сложилось в нашей стране, что они осуществляют ряд важных социальных функций, которые передать пока некому. Одной из таких функций является обеспечение населения сильнодействующими и наркотическими препаратами, которые применяются, в частности, для облегчения страданий больных онкологическими заболеваниями.

Эта тема недавно привлекла внимание общественности трагическими случаями суицидов тяжелобольных людей, у которых возникли проблемы с обеспечением обезболивающими препаратами. Минздраву тогда пришлось оперативно реагировать на проблему, предлагая изменения в законодательство.

В случае превращения Законопроекта № 554026–7 в нынешней редакции в закон, последствия могут быть значительно более серьезными, полагает Елена Неволина. «Если государственные и муниципальные аптеки будут упразднены, то непонятно, кто будет осуществлять эту неотложную функцию обеспечения тяжелобольных обезболивающими средствами.

Частные аптечные организации в этом не заинтересованы, потому что работа с такими препаратами связана с большим дополнительным обременением — в том числе в плане отдельного лицензирования и проверок — и огромной каждодневной ответственностью.

То есть „пряников“ за нее не дают, а „кнут“ нависает очень зримо, направляемый весьма жестким, в чем‑то даже чрезмерным, регулированием данной сферы».

Елена Неволина выразила сомнение в том, что коммерческие аптечные организации захотят после 1 января 2021 г. взять на себя осуществление этой неотложной функции: «Каким образом государство собирается привлечь частников в данную сферу, непонятно.

Возможно, ситуацию могли бы исправить послабления (например, в отношении арендной платы), особый налоговый режим, прочие компенсирующие преференции для бизнеса, готового взять на себя ответственность обеспечения онкологических больных необходимыми препаратами».

Всё это не так просто, потому что подобные меры требуют очередной порции изменений законодательства, которые по логике вещей должны были быть подготовлены — или, по меньшей мере, обнародованы не позже опубликования самого Законопроекта № 554026–7. Но поскольку этого не произошло, то и надеяться на них пока нет оснований. Следовательно, вопрос, кто после ликвидации МУП- и ГУП-аптек займется исполнением описанной социальной функции, остается пока без ответа.

Человеческий фактор

«Нет и ответа на вопрос, как после 1 января 2021 г.

будут обеспечивать лекарствами жителей тех малонаселенных и отдаленных районов, где на округу всего одна аптека, как правило, нерентабельная, а частные аптечные компании войти туда даже не пытаются», — продолжает описывать последствия принятия законопроекта Елена Неволина.

К ним она также относит исчезновение рецептурно-производственных отделов ликвидируемых ГУП- и МУП-аптек. Этих отделов хоть осталось и мало, но они производят экстемпоральную рецептуру, необходимую для применения в дерматологии, педиатрии и т. д.

Также эксперт обращает внимание и на человеческий фактор, а именно на то, что социальная ответственность у ГУП- и МУП-аптек и их работников выше.

По мнению Елены Неволиной, эти предприятия имеют более стабильный, чем у частных аптечных организаций, штатный списочный состав (иногда почти не меняющийся в течение долгих лет), меньшую текучку. Такие предприятия лучше соблюдают трудовое законодательство.

Из этих характеристик следует, что ликвидировать такие унитарные предприятия — значит нарушить естественное функционирование примерных профессионально слаженных отраслевых коллективов.

Николай Беспалов, наоборот, не предполагает отрицательных последствий принятия законопроекта: «Речь же идет не о том, что госсобственность полностью искореняется — просто меняется форма собственности.

При этом государство может продолжать быть единственным или ключевым акционером данных структур, — отмечает эксперт. — Разумеется, должны быть сохранены ключевые функции и компетенции бывших ГУПов.

Они, кстати, могут сохраняться и в случае их передачи частным инвесторам, для этого необходимо задействовать механизм приватизации с обременениями, когда новый собственник обязуется выполнять ряд социальных функций (что, понятно, потребует контроля)».

Николай Беспалов подчеркивает, что, если не выработать вовремя единый подход к управлению подобными объектами, сам факт смены собственника каких‑то серьезных плюсов, увы, не даст.

«Что касается удаленных районов, — продолжает Николай Беспалов, — опять же из личного опыта знаю много примеров по ближайшему Подмосковью (Дмитровский и Сергиево-Посадский районы), а также по Тверской области, где еще два-три года назад в небольших населенных пунктах тихо и мирно существовали, скажем так, „малоэнергичные“ ГУПы или даже ФАПы, а других аптек попросту не было. Но за последние годы там появились новые частные аптеки, как правило, сетевые. Понятно, что это не Сибирь или Якутия, и плотность населения здесь другая, но все‑таки частники проблему лекарственного обеспечения удаленных районов худо-бедно решают и делают это, на мой взгляд, быстрее и эффективнее, чем соседние ГУПы».

Заключение

Можно быть сторонником участия государства в фармритейле как поставщика товаров и услуг или противником этого, но совершенно очевидно одно: разрабатывая законопроекты, подобные тому, что мы сегодня обсудили, необходимо прежде всего подготовить полноценную замену исполнению тех социальных функций, которые на сегодняшний день осуществляют исключительно ГУП- и МУП-аптеки. Если она будет подготовлена, возражать будет трудно — ведь речь идет о государственной собственности, и уполномоченные госорганы имеют право распоряжаться ею так, как считают необходимым.

Источник: //www.katrenstyle.ru/articles/journal/pharmacy/likvidatsiya_mup_igup_posledstviya

Ликвидация муниципального унитарного предприятия – порядок, вопросы, по решению собственника

Решение о ликвидации унитарного предприятия

Создание комиссии осуществляется по законодательному праву учредителей или органов государственной власти, принявших решение о ликвидации (ст.62 ГК РФ).

Утверждение комиссии производится в порядке согласования ее состава с органами юстиции, в соответствии с распоряжением о порядке и сроках ликвидационной процедуры.

В состав комиссии могут входить:

  • специалисты по управлению антикризисной ситуации на предприятии;
  • сотрудники Министерств, органов финансовой политики, органов исполнительной власти;

Обязанности и полномочия комиссии прекращаются со дня исключения муниципальной унитарной организации из списка Единого Государственного реестра. Утвержденный состав комиссии обязан провести процедуру ликвидации в соответствии с установленным порядком (ст.63 ГК РФ).

Деятельность ликвидационной комиссии состоит из таких этапов:

  • подается письменное уведомление в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации предприятия;
  • подается объявление в СМИ о том, что унитарное образование признано банкротом и осуществляется процедура завершения его деятельности.

    Публикация содержит информацию о порядке процедуры и сроке, в которые существует возможность заявить кредиторам о своих требованиях и включится в реестр кредиторов. Подача требований кредиторов длится не менее двух месяцев. Начало подачи претензий начинается в день опубликования сообщения;

  • подается извещение о начале процедуры в налоговую службу, банковские организации, центр занятости (с приложением перечня сотрудников) и внебюджетные фонды;
  • выявляются известные должники и кредиторы.

    Комиссия в письменном виде оповещает их о начале ликвидации унитарного образования, предпринимает соответствующие меры в получении дебиторской задолженности;

  • составляется промежуточный и ликвидационный баланс.

    Промежуточный баланс отображает состояние финансового положения предприятия в период принятия решения о ликвидации. На его базе ликвидационная комиссия проводит соответствующие расчеты с заимодавцами и составляет иски в отношении должников. Ликвидационный баланс составляется после завершения процедуры расчетов с целью отражения оставшихся активов компании.

Понятие

Муниципальное унитарное предприятие законодательно является юридическим лицом и обладает особым статусом (ст.48 ГК РФ). Коммерческую компанию невозможно причислить ни к субъектам товарищества, ни к иным хозяйственным обществам. особенность такого субъекта состоит в том, что у него отсутствуют имущественные права на активы, данные в распоряжение.

Унитарным считается предприятие, которое организует хозяйственную деятельность, без права распоряжения имуществом (ст.113 ГК РФ).

Унитарное предприятие имеет возможность:

  • вести собственный баланс;
  • от собственного лица покупать и осуществлять права на имущественной и неимущественной основе;
  • нести ответственность за сохранность имущества;
  • выступать в суде в качестве истца или ответчика.

Ликвидация предприятия осуществляется собственником имущества или на основании решения суда по заявлению кредиторов.

Собственник проводит процедуру ликвидации организации на основании постановления о ликвидации муниципального унитарного предприятия (ст.61 ГК РФ).

Для этого создается ликвидационная комиссия, к которой переходят права и обязанности ликвидируемого образования.

Порядок

Очень часто в сложных условиях экономического развития муниципальные образования становятся нерентабельными и теряют конкурентоспособность.

Это является основанием для прекращения хозяйственной деятельности предприятия (ст.63 ГК РФ).

По решению собственника

Добровольный процесс ликвидации предусматривает следующие этапы:

  • создание комиссии по ликвидации;
  • определение сроков и процедуры ликвидации;
  • определение способа оповещения кредиторов;
  • подача сведений в регистрирующий орган.

Информация о начале проведения процедуры публикуется в СМИ («Вестник государственной регистрации»). Здесь указывается юридический адрес и срок предъявления требований кредиторов.

Банкротство

Муниципальный субъект может прекратить свою деятельность на основании ст.65 ГК РФ. Такое решение принимается в случае, когда организация не имеет возможности производить расчеты с поставщиками или по обязательным платежам. Срок задолженности должен составлять свыше трех месяцев.

ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности…» предусматривает обязательное присутствие на заседании суда собственника организации.

Последствия

Ликвидация унитарного образования может считаться завершенной, когда в ЕГРЮЛ будут внесены записи об окончании процедуры. Для того чтобы избежать правовых последствий ликвидационная комиссия обязана соблюдать нормы законодательства.

Если при осуществлении ликвидации были допущены грубые ошибки, процесс может быть объявлен незаконным.

Комиссия имеет право во избежание ошибок, привлечь специалистов:

  • антикризисного управления;
  • финансовых органов;
  • профильных министерств.

Вопросы

При ликвидации муниципального унитарного предприятия могут возникнуть следующие вопросы:

  • что делать с имуществом;
  • какие сроки ликвидации;
  • судебная практика;
  • как быть с долгами.

Что с имуществом

Оставшееся после ликвидации имущество переходит в распоряжение Министерства государственного имущества РФ. После чего оно может быть передано в распоряжение иного казенного предприятия. Процедура ликвидации муниципального унитарного образования производится в соответствии с требованиями ст.65 ГК РФ.

Сроки

Подача сведений в регистрирующий орган производится в трехдневный срок (ст.20 ФЗ №129-ФЗ).

Одновременно о начале ликвидации предприятия подается извещение в СМИ. В течение двух месяцев кредиторы имеют право заявить о своих претензиях. После завершения процедуры ликвидации предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Судебная практика

При наличии оснований для начала процедуры ликвидации по решению суда, применяются нормы Гражданского Кодекса РФ и ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002.

Ознакомиться с судебной практикой можно здесь.

С долгами

Ликвидация унитарного предприятия с долгами осуществляется в общем порядке. Погашение задолженности перед кредиторами осуществляется на основании ст.129.1 ФЗ «О несостоятельности…». Требования кредиторов погашаются только в том случае, если они были включены в реестр кредиторов.

Источник: //prosud24.ru/likvidacija-municipalnogo-predprijatija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.