+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Протокол психодиагностического обследования

Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения

Протокол психодиагностического обследования

Горбенко Марина Александровна

учитель-логопед

специальный психолог

МАДОУ детский сад № 166

г.Хабаровск

Используемые методики:

– методика «Найди свою ячейку». Направлена на выявление уровня восприятия, а также умения  дифференцировать и соотносить цвета.

Инструкция:

1. «Посмотри на картинку, у каждого ребёнка есть цветочек, скажи, каким цветом цветочек  этого мальчика? »  и т.д.

2. «Посмотри, у каждого ребёнка есть своя ячейка, помоги ребятам найти свои ячейки»

– методика «Найди своё полотенце». Направлена на выявление умения  выделения   признаков  формы, их дифференциации и соотнесения.

– методика «Рассеяный художник». Направлена на выявление уровня восприятия и внимания, а также методика, направленная на выявление уровня опосредованного запоминания.

Описание действий ребёнка:

1. Синий и оранжевый цвет названы не были, остальные цвета были названы верно,  при соотношении была допущена одна ошибка – красный цвет соотнесла с оранжевым, при соотнесении других цветов трудностей не возникло.

2. Из предложенных геометрических фигур были верно названы квадрат и круг, другие геометрические фигуры ребёнок не назвал, все фигуры были верно соотнесены.

3. Ребёнок верно и без затруднений подобрал недостающий «кусочек» картинки.

4. Ребёнок верно подобрал недостающий «кусочек» картинки, потратив на это около 6 секунд, то есть, были некоторые сомнения по поводу того, какого фрагмента не хватает.

5. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

6. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

7. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

8. Недостающий «кусочек» был подобран не сразу, но верно.

9. Посмотрев на картинку и запомнив её, девочка правильно назвала все предметы, которых не хватало на втором варианте подобной картинки, но назвала не все сразу, а постепенно вспоминая. Общее время, ушедшее на выполнение данного задания, заняло не больше 40 секунд.

10. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (зубчики у расчёски).

11. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (колесо у велосипеда).

12. Девочка не увидела,  чего не хватает на рисунке, и не назвала недостающую часть рисунка (ножка дивана).

13. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (рукав у шубки).

13. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (ухо у осла).

14. Ребёнку были показаны картинки и названы понятия, которые, по договорённости, будут обозначать эти картинки («пирамидка» — игра; «лопата» — работа»; «слива» – компот; «снеговик» — зима; «дерево» — лес; «зубная паста» — зубы).

  Затем предлагалась картинка, и девочка должна была назвать слово, которое мы запоминали на эту картинку, четыре из шести слов были названы, затем перед ребёнком были разложены все картинки и называлось «слово-определение», нужно было найти верную картинку.

  С этим заданием девочка с лёгкостью справилась.

15. Из набора карточек с картинками были выбраны три карточки, которые  ребёнку нужно было запомнить, а потом найти их в общей массе, затем были выбраны пять карточек с другими картинками, которые так же надо было найти среди других карточек. Обе части задания были выполнены верно, и никаких затруднений у ребёнка не вызвали.

16. Серия картинок «четвёртый лишний», ребёнок неправильно выбрал лишнюю фигуру, аргументировав тем, что «этот красный» (надо было выбрать тот квадрат, который был больше других).

17. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру и верно аргументировала свой выбор «потому что зелёный» (остальные красные).

18. Серия картинок «четвёртый лишний»,  девочка правильно определила лишнюю фигуру (треугольник, остальные квадраты), но не смогла аргументировать свой выбор. Возможно, при выполнении заданий по серии картинок «четвёртый лишний», инструкция была понята ребёнком не сразу.

19. Ребёнку было предложено «провести» девочку к школе, ведя ручкой по дорожке от девочки до школы, не выходя за линии дорожки. Девочка с заданием справилась, нахождение «правильного пути» также не вызвало затруднений.

20. Ребёнку были названы 10 слов, и была дана инструкция запомнить их, после чего он должен был повторить те слова, которые запомнил.

Затем все слова были назвали ещё раз, и девочка опять должна была повторить все те, которые запомнила. И так четыре раза.

При первом запоминаний ребёнком были верно воспроизведены 2 слова, при втором запоминании – 2 слова, при третьем запоминании – 6 слов, при четвёртом запоминании – 9 слов.

21. Проективная методика. Ребёнку было предложено нарисовать дом, дерево и человека. Девочка согласилась, охотно приступила к выполнению задания. Сначала было нарисовано дерево, затем дом, нарисовав данные объекты, ребёнок объяснил что «это дерево, это дом». Затем был нарисован человек, после чего было нарисовано ещё три человека.

На протяжении выполнения всех заданий у ребёнка присутствовал интерес к предлагаемым заданиям.  Девочка охотно приступила к выполнению заданий и в ходе всего обследования работоспособность ребёнка оставалась на том же уровне что и в начале обследования.

Заключение по результатам психологического исследования

Внешний вид ребёнка аккуратный, в ходе обследования шёл на контакт, проявлял интерес и инициативу, был усидчив, работоспособность средняя, не менялась во время обследования.

По результатам обследования было выявлено, что ребёнок не всегда понимает инструкцию и цели задания, не всегда способен установить опосредованные связи и использовать их при воспроизведении.

Умеет выделять признаки формы, из основных геометрических фигур знает и называет квадрат и круг, способен дифференцировать и соотносить цвета, знает название основных цветов (кроме синего и оранжевого).

Не может исключать предметы и понятия не подходящие к  другим в предложенной группе, не может установить закономерность. Не всегда использует понятия, имеющиеся у него в пассивном словаре, присутствует тяжёлый дефект речи.

Отмечается средний уровень мышления. Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения).

Способен к установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь.

Выполняет простые вербальные задания.

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимаются одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Высокая работоспособность.

Ребёнок обладает высоким уровнем памяти (зрительная память — до 6 образов, слуховая память – до 10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Наблюдается адекватный характер эмоциональных реакций (реакции соответствуют возрасту).

Таким образом, можно сделать вывод о среднем  уровне психического развития ребёнка.

Рекомендации: в первую очередь, ребёнку необходима помощь логопеда, при её отсутствии помощь других специалистов будет малоэффективна.

Рекомендации психологу: уровень мышления у ребёнка находится на более низком уровне развития, относительно других психических процессов, таким образом, большее внимание следует уделять развитию мыслительной деятельности.

Рекомендации родителям: постарайтесь перенести полученные ребёнком на занятиях навыки мыслительных операций в жизнь, помогая решать ему несложные задачки не на занятиях с картинками, а в реальных ситуациях с предметами, встречающимися в повседневной жизни.

Прогноз: при выполнении рекомендаций, прогноз психического развития ребёнка достаточно благоприятный, при невыполнении рекомендаций, и отсутствии занятий с ребёнком таких специалистов, как логопед и психолог, прогноз может быть неблагоприятен

Источник: //vashlogoped-online.ru/dochkolniki/psihologicheskoe-obsledovanie-doshkolnika-primer-ispolzuemyih-metodik-protokola-obsledovaniya-i-zaklyucheniya

Протокол диагностических обследований – Логопед ОНЛАЙН

Протокол психодиагностического обследования

Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком – взрослым.

Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования.

К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.

Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е.

во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры.

Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.

Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) (см. Приложение 2).

Николай А., 5 лет 8 месяцев

Сведения о родителях: о матери есть, отец не указан.

Диагноз – выраженная задержка интеллектуального и речевого развития.

Дата поступления – отказной.

Обследование познавательной сферы:

1. Восприятие: различает четыре основные формы, основные цвета по образцу и слову.

2. Решил задачи с тремя предметами. Исключить четвертое (лишнее) изображение с картинки не смог, лишние детали в изображении предметов увидел, но не смог объяснить.

3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затруднения с выполнением заданий, все равно старается их выполнить.

4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений – три, после трех – четыре, после четырех и пяти – пять.

5. Воображение: 8;3 (присвоенный ответ в сравнении с образом).

6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.

Обследование речевой сферы:

1. Фонематический слух не сформирован.

2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена.

3. Словарный запас ниже возрастной нормы.

4. Стертая форма дизаритрии.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Контактен. Склонен к “застреванию” на отрицательных эмоциональных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним.

2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы.

3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную позицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой – боязнь наказания за это.

Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, претендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе.

Анна И., 5 лет 4 месяца

Сведения о родителях: мать – бомж, отец имеет двоих детей, место жительства неизвестно.

Диагноз – задержка речевого развития.

Дата поступления – отказная.

Обследование познавательной сферы:

1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их.

2. Мышление: решает задачи в пределах 4; переносные смыслы не понимает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса – только с подсказки взрослого.

3. Внимательна.

4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух – шесть, после трех – восемь, после пяти – десять.

5. Воображение (повторение ответа по образцу).

6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту.

Проявляет хорошую познавательную активность.

Обследование речевой сферы:

1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво.

2. Запас слов ниже среднего уровня.

3. Задержка речевого развития.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Эмоциональный статус в норме.

2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целенаправленно и последовательно.

3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптирована.

Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме – положительная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение к себе.

Приведенный краткий анализ особенностей личностного развития детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглаживания, коррекции их.

Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии – экологической, технической или личностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, однако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптироваться в обществе, хотя и сложно, однако возможно.

Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволили бы реализовать ее “в заданных условиях”.

мероприятий

Протокол коррекционного занятия

Фамилия и имя ребенка___________________________________________________________

Цель коррекционного занятия _________________________________________________

Методы и технологии_________________________________________________________

Этапы коррекционного занятия

Ход коррекционного занятия

Примечания

 Выводы: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Протокол беседы

Фамилия, имя и отчество взрослого (ребенка)_________________________________________

Цель беседы _________________________________________________________________

Вопросы к беседе

Ход беседы

Примечания

Выводы: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Протокол психодиагностического обследования

Фамилия и имя ребенка______________________________________________________________

Этапы диагностической процедуры

Ход диагностической процедуры

Примечания

Выводы: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Источник: //www.sites.google.com/site/logopedonlain/dokumentacia-psihologa/protokol-diagnosticeskih-obsledovanij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.