+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт технического состояния буровых скважин, предназначенных для разработки твердых полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр, подземных вод и их мониторинга

Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах, Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 25 июля 2000 года

Акт технического состояния буровых скважин, предназначенных для разработки твердых полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр, подземных вод и их мониторинга

УТВЕРЖДЕНЫПервым заместителем Министраприродных ресурсовРоссийской ФедерацииВ.А.Паком

25 июля 2000 года

Введение

Подземные воды, являющиеся одновременно частью недр и частью общих водных ресурсов, представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, использование которого в экономике и социальной сфере и главным образом для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с каждым годом возрастает.

В условиях постоянно возрастающей нагрузки на природную среду и прогрессирующего загрязнения поверхностных вод расширение использования подземных вод не имеет альтернативы.

В то же время, нерациональная эксплуатация подземных вод может приводить к загрязнению и истощению водоносных горизонтов, являться причиной выхода из строя водозаборных сооружений. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы управления эксплуатацией подземных вод и контроля их состояния.

Наиболее эффективным методом обеспечения рациональной добычи подземных вод, осуществления контроля за их состоянием являются создание и ведение мониторинга подземных вод, представляющего собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования изменений состояния подземных вод под воздействием антропогенных и природных факторов.

Особое значение организация и ведение мониторинга подземных вод имеют для недропользователей, получивших лицензию на участки недр для добычи подземных вод, так как информация, получаемая в процессе ведения мониторинга позволит:

своевременно получать информацию об изменениях качества подземных вод и предусматривать необходимые мероприятия для предотвращения их загрязнения и истощения;

отслеживать положение уровня подземных вод в эксплуатационных скважинах и заблаговременно регулировать глубину погружения насоса во избежание его выхода из строя;

оценивать влияние регионального водоотбора на состояние подземных вод конкретного водозабора;

управлять режимом эксплуатации водозаборных сооружений.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок организации и ведения мониторинга подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах.

1. Основные понятия

В “Методических рекомендациях” используются следующие основные понятия.

Мониторинг подземных вод – система регулярных наблюдений за изменением состояния подземных вод под воздействием природных и техногенных факторов, непосредственно связанная организационно и методически с решением задач прогноза и управления ресурсами, режимом и качеством подземных вод.

Питьевые воды – воды, по своему качеству в естественном состоянии или после обработки отвечающие нормативным требованиям и предназначенные для питьевых и бытовых нужд человека либо для производства пищевой продукции.

Этот тип вод включает также минеральные природные столовые воды, к которым относятся подземные воды с общей минерализацией не более 1 г/дм, не требующие водоподготовки или не изменяющие после водоподготовки своего естественного состава.

Технические подземные воды – воды различного химического состава (от пресных до рассолов), предназначенные для использования в производственно-технических и технологических целях, требования к качеству которых устанавливаются государственными или отраслевыми стандартами, техническими условиями или потребителями.

Геологическая среда – часть недр, в пределах которой протекают процессы, влияющие на жизнедеятельность человека и другие биологические сообщества. Геологическая среда включает горные породы ниже почвенного слоя, циркулирующие в них подземные воды и связанные с горными породами и подземными водами физические поля и геологические процессы.

Недропользователь – юридическое лицо или предприниматель, которому предоставлено право пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод – государственное разрешение, удостоверяющее право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем заранее оговоренных условий.

Условия лицензии – неотъемлемая составная часть лицензии, содержащая основные заранее оговоренные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и дополнительные условия пользования недрами, в том числе требования к ведению мониторинга подземных вод.

Зона санитарной охраны – территория, включающая источник водоснабжения и состоящая из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны подземных вод от загрязнения.

I пояс (зона строгого режима) охватывает непосредственно площадь расположения каптажного сооружения, насосную станцию и пр. Граница I пояса при эксплуатации надежно защищенных водоносных горизонтов (обычно напорных) устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозаборного сооружения и не менее 50 м – при использовании незащищенных и недостаточно защищенных горизонтов.

Граница II пояса (зона ограничений или микробного загрязнения) определяется гидродинамическими расчетами, учитывающими время продвижения микробного загрязнения воды до водозабора, принимаемое в зависимости от климатических районов и защищенности подземных вод от 100 до 400 сут.

Граница III пояса (зона химического загрязнения) определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условия, что если за ее пределами в водоносный горизонт поступают стабильные химические загрязнения, то они окажутся вне области питания водозабора или достигнут ее не ранее истечения расчетного срока эксплуатации.

Водозабор – инженерное сооружение для добычи подземных вод. Водозабор может состоять из одной или нескольких скважин.

2. Общие положения

2.1.

Настоящие методические рекомендации являются ведомственным нормативно-методическим документом, определяющим организацию, технологию ведения мониторинга питьевых и технических подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах и отчетность субъектов хозяйственной деятельности, получивших лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод или иную деятельность, приводящую к нарушению целостности недр, перед территориальными органами управления государственным фондом недр, а также порядок взаимодействия между ними.

2.2. Мониторинг подземных вод представляет собой систему:

регулярных наблюдений за подземными водами, а также отдельными компонентами окружающей (в том числе геологической) среды в границах влияния эксплуатации водозаборных сооружений;

регистрации наблюдаемых показателей и обработки полученной информации;

оценки пространственно-временных изменений состояния подземных вод и связанных с ними компонентов окружающей природной среды на основе полученных в процессе наблюдений данных;

прогнозирования изменения состояния подземных вод под влиянием водоотбора и других антропогенных и природных факторов, а также предупреждения о вероятных изменениях состояния подземных вод и необходимой коррекции режима эксплуатации.

2.3. Целью мониторинга подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах является получение данных, необходимых для управления эксплуатацией подземных вод, их охраны от загрязнения и истощения, предотвращения негативных последствий влияния водоотбора на окружающую среду, а также контроль за соблюдением требований условий лицензий.

2.4. Данные, получаемые при ведении мониторинга подземных вод, являются информационной основой решения следующих задач:

оценки состояния эксплуатируемого объекта и соответствие этого состояния требованиям нормативов, стандартов и условий лицензий;

разработки рекомендаций по рациональной эксплуатации подземных вод и предотвращению или ослаблению негативных последствий отбора подземных вод, а также техногенного воздействия на них;

оценки эффективности мероприятий по рациональному использованию подземных вод и их охране от истощения и загрязнения.

2.5. Законодательной и нормативной базой создания и ведения мониторинга подземных вод являются:

Водный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации “О недрах”;

Положение о порядке лицензирования пользования недрами N 3314-1 от 15 июля 1992 года;

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06*.

96 N 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и об освобождении пользователей недр от указанных отчислений”;________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать “от 05”.

– Примечание изготовителя базы данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21*.11.96 N 1403 “О государственном водном кадастре”;________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать “от 23 “. – Примечание изготовителя базы данных.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902369266

Подробности Вы в разделе: Гидросфера

Страница 6 из 6

Добыча подземных вод.  Лицензия на подземные воды

Важной особенностью подземных вод как полезного ископаемого является непрерывный характер водопотребления, что вызывает необходимость постоянного отбора воды из недр в заданном количестве.

При определении целесообразности и рациональности добычи подземных вод учитываются следующие факторы:

  • Общие запасы подземных вод,
  • Ежегодное поступление воды в водоносные горизонты,
  • Фильтрационные свойства водовмещающих пород,
  • Глубина залегания уровня,
  • Технические условия эксплуатации.

Таким образом, даже при условии больших запасов подземной воды и значительном ежегодном ее поступлении в водоносные горизонты, добыча подземных вод не всегда является рациональной с экономической точки зрения.

Например, нерациональным будет добыча подземных вод в следующих случаях:

  • очень маленькие дебиты скважин;
  • сложность эксплуатации в техническом отношении (пескование, солеотложение в скважинах и др.);
  • отсутствие необходимого насосного оборудования (например, при эксплуатации агрессивных промышленных или термальных вод).

Высокотермальные подземные воды в районах современного вулканизма (Исландия, Камчат­ка) используются для отопления жилищ, стро­ительства геотермальных электростанций, теп­личного теплоснабжения и т. д.

Виды добычи подземных вод, утвержденных Роскомнедр

Роскомнедр в Инструкции по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами” к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (утв. Роскомнедра 14 апреля 1994 г.) классифицирует добычу и извлечение подземных вод следующим образом:

Добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

  • Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;
  • Добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;
  • Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;
  • Добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для бальнеотерапевтического применения;
  • Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации.
  • Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

  • Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;
  • Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов.
  • Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий.
  • Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

Подземные воды, подлежащие государственному учету и лицензированию при добыче

В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, подземные воды делятся на:

  • питьевые,
  • технические,
  • минеральные,
  • теплоэнергетические,
  • промышленные.

Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Эксплуатационные запасы подземных вод – количество подземных вод, которое может быть получено на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотребления с учетом природоохранных требований.

Прогнозные ресурсы – количество подземных вод определенного качества и целевого назначения, которое может быть получено в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности использования вод.

Единицы измерения запасов подземных вод .

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, пароводяной смеси – в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод.

По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидротерм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Оценка качества подземных вод.

Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод производится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод производится в соответствии с требованиями государственных нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования и требованиями водопотребляющих организаций.

Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения.

Минеральные воды, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего в лечебных и курортных целях.

Разрешение на использование лечебных минеральных вод для других целей в исключительных случаях выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами, и федеральным органом управления государственным фондом недр.

Лицензия на добычу подземных вод

Земные недра в нашей стране принадлежат государству, включая подземные источники пресной воды. Согласно действующему законодательству вода – это полезные ископаемые. Следовательно, на их добычу требуется получение разрешения государства. Оформляется оно в виде лицензии. Комплекс мероприятий по её получению именуется работами по лицензированию недропользования.

Водный кодекс РФ (ст. 9) устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, за исключением пользования первым водоносным горизонтом от поверхности земли для строительства колодцев и скважин, не являющихся централизованными источниками питьевого водоснабжения.

Нормативная база, регламентирующая оформление лицензии на добычу подземных вод

Вопросы недропользования детально регламентированы действующими нормативными и законодательными актами, основными из которых являются:

Источник: http://wonderful-planet.ru/gidrosfera/112-podzemnye-vody.html?start=5

Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах

Акт технического состояния буровых скважин, предназначенных для разработки твердых полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр, подземных вод и их мониторинга

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный цен мониторинга геологической среды
(Госцентр “Геомониторинг”)

Утверждены

Первым заместителем Министра

природных ресурсов Российской Федерации

В.А. Паком

25 июля 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных

эксплуатационных скважинах

ЗАО “Геоинформмарк”
Москва 2000

Рассмотрены общие положения о мониторинге подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах, излагаются вопросы организации и ведения мониторинга подземных вод, способы замеров уровней и температур, расходов скважин, отбора проб воды.

Рекомендации предназначены для предприятий-недропользователей и субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу подземных вод мелкими водозаборами, в том числе одиночными эксплуатационными скважинами.

Методические рекомендации по организации мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах разработаны Государственным центром мониторинга геологической среды МПР России и территориальными центрами «Томскгеомониторинг», «Уралгеомониторинг».

Составители: С.Л. Пугач, В.А. Льготин, Л.С. Рыбникова, С.В. Перепадя

Редакторы: М.В. Кочетков, В.П. Стрепетов

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В «Методических рекомендациях» используются следующие основные понятия.

Мониторинг подземных вод – система регулярных наблюдений за изменением состояния подземных вод под воздействием природных и техногенных факторов, непосредственно связанная организационно и методически с решением задач прогноза и управления ресурсами, режимом и качеством подземных вод.

Питьевые воды – воды, по своему качеству в естественном состоянии или после обработки, отвечающие нормативным требованиям и предназначенные для питьевых и бытовых нужд человека, либо для производства пищевой продукции.

Этот тип вод включает также минеральные природные столовые воды, к которым относятся подземные воды с общей минерализацией не более 1 г/дм3, не требующие водоподготовки или не изменяющие после водоподготовки своего естественного состава.

Технические подземные воды – воды различного химического состава (от пресных до рассолов), предназначенные для использования в производственно-технических и технологических целях, требования к качеству которых устанавливаются государственными или отраслевыми стандартами, техническими условиями или потребителями.

Геологическая среда – часть недр, в пределах которой протекают процессы, влияющие на жизнедеятельность человека и другие биологические сообщества. Геологическая среда включает горные породы ниже почвенного слоя, циркулирующие в них подземные воды и связанные с горными породами и подземными водами физические поля и геологические процессы.

Недропользователь – юридическое лицо или предприниматель, которому предоставлено право пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод – государственное разрешение, удостоверяющее право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем заранее оговоренных условий.

Условия лицензии – неотъемлемая составная часть лицензии, содержащая основные заранее оговоренные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и дополнительные условия пользования недрами, в том числе требования к ведению мониторинга подземных вод.

Зона санитарной охраны – территория, включающая источник водоснабжения и состоящая из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны подземных вод от загрязнения.

I пояс (зона строгого режима) охватывает непосредственно площадь расположения каптажного сооружения, насосную станцию и пр. Граница I пояса при эксплуатации надежно защищенных водоносных горизонтов (обычно напорных) устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозаборного сооружения и не менее 50 м – при использовании незащищенных и недостаточно защищенных горизонтов.

Граница II пояса (зона ограничений или микробного загрязнения) определяется гидродинамическими расчетами, учитывающими время продвижения микробного загрязнения воды до водозабора, принимаемое в зависимости от климатических районов и защищенности подземных вод от 100 до 400 сут.

Граница III пояса (зона химического загрязнения) определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условия, что если за ее пределами в водоносный горизонт поступают стабильные химические загрязнения, то они окажутся вне области питания водозабора или достигнут ее не ранее истечения расчетного срока эксплуатации.

Водозабор – инженерное сооружение для добычи подземных вод. Водозабор может состоять из одной или нескольких скважин.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.

Настоящие методические рекомендации являются ведомственным нормативно-методическим документом, определяющим организацию, технологию ведения мониторинга питьевых и технических подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах и отчетность субъектов хозяйственной деятельности, получивших лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод или иную деятельность, приводящую к нарушению целостности недр, перед территориальными органами управления государственным фондом недр, а также порядок взаимодействия между ними.

2.2. Мониторинг подземных вод представляет собой систему:

регулярных наблюдений за подземными водами, а также отдельными компонентами окружающей (в том числе геологической) среды в границах влияния эксплуатации водозаборных сооружений;

регистрации наблюдаемых показателей и обработки полученной информации;

оценки пространственно-временных изменений состояния подземных вод и связанных с ними компонентов окружающей природной среды на основе полученных в процессе наблюдений данных;

прогнозирования изменения состояния подземных вод под влиянием водоотбора и других антропогенных и природных факторов, а также предупреждения о вероятных изменениях состояния подземных вод и необходимой коррекции режима эксплуатации.

2.3. Целью мониторинга подземных вод на мелких водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах является получение данных, необходимых для управления эксплуатацией подземных вод, их охраны от загрязнения и истощения, предотвращения негативных последствий влияния водоотбора на окружающую среду, а также контроль за соблюдением требований условий лицензий.

2.4. Данные, получаемые при ведении мониторинга подземных вод, являются информационной основой решения следующих задач:

оценки состояния эксплуатируемого объекта и соответствие этого состояния требованиям нормативов, стандартов и условий лицензий;

разработки рекомендаций по рациональной эксплуатации подземных вод и предотвращению или ослаблению негативных последствий отбора подземных вод, а также техногенного воздействия на них;

оценки эффективности мероприятий по рациональному использованию подземных вод и их охране от истощения и загрязнения.

2.5. Законодательной и нормативной базой создания иведения мониторинга подземных вод являются:

Водный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «О недрах»;

Положение о порядке лицензирования пользования недрами № 3314-1 от 15 июля 1992 г.;

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.1996 г. № 597 «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и об освобождении пользователей недр от указанных отчислений»;

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293806/4293806408.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.