+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт-предписание по результатам проверки организации деятельности по охране окружающей среды

Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха

Акт-предписание по результатам проверки организации деятельности по охране окружающей среды

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха).

И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов.

Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.

21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц.

В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е.

скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см.

Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы).

Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ).

Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль, к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

Внешняя документарная проверка

Источник: //www.profiz.ru/eco/3_2014/kontrol_oav/

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального гос. контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля)

Акт-предписание по результатам проверки организации деятельности по охране окружающей среды

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. N 191 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063; 2009, N 41, ст. 4765) приказываю:

Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2010 г.

Регистрационный N 18970

Приложение

I. Общие положения

1.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля) (далее – Административный регламент) разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного экологического контроля, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении федерального государственного экологического контроля.

2. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.*

3. Федеральный государственный экологический контроль осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами (приложение 1 к настоящему Административному регламенту) на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, независимо от форм собственности.

4. Исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического контроля (далее – государственная функция) осуществляется в соответствии с:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700; ст. 2708; ст. 2717; N 46, ст. 4434; ст. 4440; N 50, ст. 4847; ст. 4855; N 52, ст.

 5037; 2004, N 19, ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529; ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9; ст. 13; ст. 37; ст. 40; ст. 45; N 10, ст. 762; ст. 763; N 13, ст. 1075; ст. 1077; ст. 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719; ст. 2721; N 30, ст. 3104; ст. 3124; ст. 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст.

 5247; N 52, ст. 5574; ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4; N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; ст. 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; ст. 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420; ст. 3432; ст. 3433; ст. 3438; ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633; ст. 4634; ст.

 4641; N 50, ст. 5279; ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; ст. 25; ст. 29; ст. 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824; ст. 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, ст. 4007; ст. 4008; ст. 4009; ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст.

 6034; N 49, ст. 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 20, ст. 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582; N 30, ст. 3601; N 30, ст. 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738; N 49, ст. 5745; N 49, ст. 5748; N 52, ст. 6227, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771; N 7, ст. 777; N 19, ст.

 2276; N 23, ст. 2759; N 23, ст. 2767; N 23, ст. 2776; N 26, ст. 3120; N 26, ст. 3122; N 26, ст. 3131; N 26, ст. 3132; N 29, ст. 3597, ст. 3599; ст. 3635; ст. 3642; N 30, ст. 3755, 3739; N 45, ст. 5265, ст. 5267, N 48, ст. 5711, N 48, ст. 5724, N 48, ст. 5755, N 52, ст. 6406, N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, N 11, ст.

 1176; N 15, ст. 1743, 1751; N 18, ст. 2145) (далее – КоАП РФ);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002. N 95-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2004, N 31, ст. 3216; N 45, ст.

 4377; 2005, N 14, ст. 1210; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 18, ст. 1941; N 24, ст. 2798; N 30, ст. 3594; N 49, ст. 5727; 2009, N 26, ст. 3122, 2008); N 29, ст. 3642; 2010, N 11, ст.

 1169; N 18, ст. 2145);

Источник: //rpn.gov.ru/node/5839

Государственный экологический надзор

Акт-предписание по результатам проверки организации деятельности по охране окружающей среды

Материал актуален на 04.08.2014

– Что такое “государственный экологический надзор”?
– Объекты государственного экологического надзора
– Полномочия органов экологического надзора
– Порядок проведения государственного экологического надзора
– Оформление результатов государственного экологического надзора
-Обжалование результатов государственного экологического надзора

Зачастую происходит так, что субъекты хозяйственной деятельности при соблюдении природоохранного законодательства допускают уклонение и несвоевременное выполнение требований, ошибки и неточности.

Для защиты экологических прав и интересов общества основополагающим инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды является государственный экологический надзор.

Справка поможет уяснить, что подразумевается под понятием “государственный экологический надзор”, из чего он состоит, какие полномочия есть у инспекторов и как можно обжаловать их неправомерные действия, как документально оформляется проверка. Таким образом, справка подготовит предприятие к государственному экологическому надзору и поможет отстоять свои интересы.

Что такое “государственный экологический надзор”?

Государственный экологический надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

     Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора

Согласно п.2 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, государственный экологический надзор включает в себя:     

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;   
  • государственный надзор в области обращения с отходами;     
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;     
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный государственный лесной надзор;    
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный государственный охотничий надзор;  
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Дополнительная информация
Государственный экологический надзор регулируется Положениями, которые устанавливают порядок осуществления федерального государственного надзора в различных областях. Вы их можете найти в ярлыке “Законодательство России”.

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор (его территориальные органы) согласно Постановлению Правительства  РФ от 30.07.2004 г. № 400. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования

Региональным органом исполнительной власти государственного экологического надзора является орган, наделенный полномочиями по проведению регионального экологического надзора на территории субъекта РФ.

Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53.

Государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте

Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п.7 Правил).     

Объекты государственного экологического надзора

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).

Объекты федерального государственного экологического контроля согласно Перечню:

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении РФ:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

г) объекты, расположенные на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

          – объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров РФ;

  • природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

3. Объекты, подлежащие федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с Критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 640.

Источник: //library.fsetan.ru/doc/gosudarstvennyij-ekologicheskij-nadzor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.