+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде

Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде

Наряду с другими видами ответственности в сфере экологии (административной, уголовной, гражданско-правовой), а часто вместе с ними, применяется возмещение вреда, причиненного окружающей среде (т. н. экологическая ответственность).

В соответствии со ст. 101 – 101-4 Закона об охране окружающей среды экологическая ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • она может применяться в отношении организации, а не гражданина;
  • применяется по требованию государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды;
  • возмещение вреда производится, как правило, в полном объеме[2], добровольно или по решению суда.

Органы, фиксирующие причинение вреда

Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды[3], Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия[4])[5], в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установления факта причинения вреда окружающей среде[6].

Факт нарушения составляют различные события (выбросы, сбросы, уничтожение, повреждение и другие незаконные действия[7]). Нарушение может быть выявлено в ходе проведения контроля, в т.ч. аналитического (лабораторного), по сообщениям других госорганов, юридических лиц и граждан и т.п., с применением инструментального и расчетного методов, визуального наблюдения и др.

С юридической точки зрения факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства (т.н. опровержимая презумпция).

По видам деятельности, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[8], ответственность причинителя вреда еще более строгая, по сути безвиновная (т.н. неопровержимая презумпция).

В таких случаях избежать экологической ответственности можно только доказав, что вред возник вследствие непреодолимой силы[9] (ст.101-2 Закона об охране окружающей среды).

Словарь

Непреодолимая сила характеризуется объективной непредотвратимостью (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, действия диких животных и т.п.

), причем ее источник должен быть внешним по отношению к организации, а не внутренним (см. ст.948 ГК; п. 24 и др. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.

2003 №13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»).

Порядок предъявления исков

До предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, содержание которой регламентировано ст. 101-3 Закона об охране окружающей среды. К ней должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.

В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется.

Важно

Требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (ст.101-4 Закона об охране окружающей среды).

Таксы установлены Указами Президента

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, установленными:

  1. Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[10] (семью приложениями к нему), а именно для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде:

  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства (кроме поступившего от стационарного или мобильного источника выбросов);
  • выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильного источника выброса, связанными с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выброса, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • деградацией земель (включая почвы) любой категории, за исключением земель лесного фонда;
  • деградацией земель лесного фонда;
  • сбросами сточных вод в водные объекты с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, а также в результате попадания (поступления) отходов в поверхностные водные объекты;
  • лесам и объектам растительного мира.

Указ № 348 допускает применение к этим таксам повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от конкретных обстоятельств;

2) Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.

2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»[11], которым утверждены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания. Для некоторых видов диких животных (включенных в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения[12], Красную книгу Республики Беларусь и т.п.) предусмотрен кратный коэффициент.

Формулы приведены в Методике расчета размера возмещения вреда

Надзорные органы используют методику расчета размера возмещения вреда, приведенную в Положении № 1042 (п. 6–11). Если применяется один коэффициент, то формула для расчета выглядит следующим образом:

C = T x Ku x Pi;

если применяется несколько коэффициентов, то:

C = T x SUM Ku x Pi,

где    C — размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в белорусских рублях;

T — таксы, установленные Указами № 580 и № 348, умноженные на размер базовой величины[13], установленной законодательством на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;

Ku — соответствующие коэффициенты, установленные данными указами;

SUM Ku — сумма соответствующих коэффициентов, установленных Указами № 580 и № 348[14];

Pi — показатель:

  • массы загрязняющих веществ, топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов, побочных продуктов производства, диких животных (их эмбрионов), грибов, дикорастущих растений и (или) их частей, соответственно в тоннах, килограммах;
  • объема сжатого газа, в тысячах м3;
  • площади земель (включая почвы), участков, газонов, цветников, соответственно в м2, гектарах;
  • количества животных (их эмбрионов), деревьев, кустарников, саженцев, сеянцев, соответственно в экземплярах.

В случаях, когда размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется по нескольким таксам и (или) показателям, размер возмещения вреда исчисляется отдельно по каждой таксе и (или) показателю и рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.

В случае причинения вреда выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов по нескольким показателям (мг/м3, г/с, т/год) одного загрязняющего вещества размер возмещения вреда исчисляется по одному из превышенных показателей, имеющему наибольшую кратность превышения установленных нормативов.

В случае установления фактов превышения нормативов предельно допустимой концентрации, фоновой концентрации химических и иных веществ в разных слоях земли (включая почвы) (глубиной до 20 см, от 20,1 до 50 см, от 50,1 до 100 см, от 100,1 до 150 см, от 150,1 см и более) на одной пробной площадке (участке) размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде, рассчитываются по каждому слою земли (включая почвы) и суммируются.

В некоторых случаях возмещение вреда производится по фактическим затратам

При отсутствии либо невозможности применения такс возмещение вреда производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Состав затрат в таком случае определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы (см. п. 8 Положения № 1042).

Обратите внимание

Согласно ст. 101-1 Закона об охране окружающей среды также допускается возмещение в «натуре», т.е. посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств причинителя вреда в соответствии с предписаниями соответствующего государственного органа (впрочем, судебная практика на этот счет противоречива).

При исчислении размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами (п.

 11 Положения №1042), применяются таксы, дифференцированные по степени деградации — низкая, средняя, высокая, очень высокая, установленные в Приложении 4 к Указу № 348.

Показатели деградации земель для отнесения из к одной из четырех степеней определены в Приложении 1 к Положению № 1042.

Оценка степени деградации земель проводится по показателю, устанавливающему их наибольшую степень. В случае загрязнения земель несколькими химическими и иными веществами определяется суммарный показатель деградации земель.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебные споры по поводу возмещения ущерба окружающей среде достаточно частые, опубликованная судебная практика обширна. Чаще всего речь идет о нарушениях, связанных с лесопользованием и заготовкой древесины. Хотя встречаются и другие дела, в частности, относящиеся к сфере промышленности, транспорта, строительства и т.д.

Пример 1

Хозяйственный суд Могилевской области (решение от 27.05.2011 (дело № 133-3/2011)) удовлетворил исковые требования областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. С государственного унитарного коммунального дочернего строительного предприятия (далее — ГУКДСП) «К» взыскано 567 000 руб.

[15] в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Основанием к удовлетворению иска послужили выводы суда о том, что ответчик в нарушение требований законодательства самовольно осуществлял разработку внутрихозяйственного карьера ОАО «А»; в результате незаконных действий ответчика окружающей среде нанесен вред.

Из материалов дела следует, что ГУКДСП «К» по договору строительного подряда от 04.11.2010 № 62 осуществляет строительство птицефабрики по выращиванию и откорму цыплят бройлеров. Заказчик строительства — ОАО «А».

Документы дела (отзыв на иск, обращения ответчика в различные государственные органы по вопросу доставки грунта из карьеров, расположенных вблизи строительных объектов, путевые листы) свидетельствовали о том, что ответчик по согласованию с заказчиком строительства разрабатывал карьеры на землях заказчика и доставлял грунт из карьеров на строительный объект. ГУКДСП «К» и ОАО «А» это обстоятельство не опровергали.

Источник: //ecologia.by/number/2021/3/Poryadok_ischisleniya_vozmescheniya_vreda_prichinennogo_okruzhayuschej_srede/

Правовые аспекты возмещения вреда, причиненного окружающей среде по вине стороннего лица

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде

Охрана окружающей среды является одной из функций государства. В правовой системе Республики Беларусь и большинства других стран этой сфере отведено отдельное место.

На субъектов, которые в силу характера своей деятельности оказывают, или способны оказывать негативное воздействие на состояние объектов окружающей среды, по праву обращено наиболее пристальное внимание государственных органов, осуществля­ющих охрану природы, а также к ним применяются экономические меры, направленные на компенсацию причиняемого окру­жающей среде вреда.

Одним из механизмов воздействия на субъектов является возмещение ими причиненного окружающей среде вреда вследствие умышленных действий (например, незаконная охота) или неумышленных (см. пример)

Пример

Предприятие эксплуатирует газопровод, на котором произошла авария по вине другой организации, в результате чего произошел аварийный выброс загрязня¬ющих веществ (метана) в окружающую среду. В таком случае вред, причиненный окружающей среде собственником газопровода, считается неумышленным.

Для целей возмещения ущерба не имеет значения, имел ли место умысел в действиях лица и на что этот умысел был направлен. На приведенном примере рассмо¬трим ответственность юридических лиц.

Согласно ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об ох- ране окружающей среды) вред, причиненный окружающей среде, по общему правилу подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в акте (См.: Мещерякова О. Ю.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде // Экология на предприятии. 2012. № 1. С. 87–95).

В данном акте указываются сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица); время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены; результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде; размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 «Об утверждении Положения о порядке исчис¬ления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».).

Законодательно установлена презумпция доказанности факта причинения вреда окружающей среде, зафиксированного в акте государственного органа при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. Однако в опровержение данного факта могут быть представлены доказательства.

Особое внимание в законодательстве уделяется отдельным видам деятельности, относимым к экологически опасным.

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологи-чески опасной установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г.

№ 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (См.: ст. 1012 Закона об охране окружающей среды; подп. 1 п. 1 ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК.)

Таким образом, субъекты, осуществляющие экологически опасную деятельность, могут избежать ответственности за причиненный такой деятельностью вред только в том случае, если вред был причинен в связи с действием непреодолимой силы.

Наличие такой непреодолимой силы субъекты должны доказывать.

В остальных случаях ответственность наступает на основе общих принципов гражданско-правовой ответственности: субъекты освобождаются от возмещения вреда, если докажут, что вред причинен не по их вине (См.: п. 2 ст. 933 ГК.).

Частью 1 ст. 101 Закона об охране окружающей среды предусмотрены два способа возмещения вреда, причиненного окружающей среде, лицом, его причинившим:

— добровольный (в претензионном порядке);

— по решению суда (исковое производство).

В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда соответствующий государственный орган либо прокурор предъявляют иск (См.: ст. 1014 Закона об охране окружающей среды.).

Претензии и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, предъявляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы и иные государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, установившие факт причинения вреда окружающей среде (См.: ч. 2 ст. 10 Закона об охране окружающей среды).

Далее возможны два варианта.

1.

Если собственник газопровода осуществляет экологически опасную деятельность (в соответствии с критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опас¬ной деятельности), то в первую очередь он должен возместить ущерб, если не дока¬жет действие непреодолимой силы (исходя из описания ситуации действие непреодолимой силы не усматривается).

2. Если осуществляемая собственником газопровода деятельность не относится к экологически опасной, то он будет нести ответственность, если не докажет, что в причинении вреда окружающей среде отсутствовала его вина.

В рассматриваемом примере ущерб был нанесен в связи с выбросом газа, т.е. наличие факта выброса и причиненного данным выбросом вреда не оспаривается. В этом случае соответствующий государственный орган обязан предъявить собственнику газопровода претензию о возмещении причиненного вреда.

Вне зависимости от варианта развития событий при рассмотрении такого спора в судебном порядке рекомендуется привлечь лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, в качестве третьего лица (См.: ч. 2 ст. 10 Закона об охране окружающей среды.), не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.

Такие лица могут быть привлечены судом, рассматривающим экономические дела, либо вступить в дело на стороне истца или ответчи¬ка до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если это постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

В рассматриваемой ситуации решение суда имеет значение для причинителя вреда по следующим причинам:

— если будет вынесено решение о взыскании с собственника газопровода суммы причиненного ущерба, то он вправе предъявить непосредственному причинителю вреда требование о возмещении понесенных в связи с этим убытков;

— если в удовлетворении требований компетентного органа будет отказано в свя¬зи с отсутствием вины собственника газопровода, то в последующем иск должен быть предъявлен причинителю вреда.

Следовательно, при обоих вариантах рассмотрения дела в суде вынесенное решение будет иметь существенное значение для лица, действиями которого было вызвано причинение вреда окружающей среде. Кроме того, его участие в процессе будет способствовать более полному и всестороннему рассмотрению дела.

Таким образом, при рассмотрении различных ситуаций, связанных с причинением вреда окружающей среде в результате хозяйственной деятельности субъектов, необходимо определить, является ли данная деятельность экологически опасной.

Это даст представление о предмете доказывания: наличие либо отсутствие вины причинителя вреда, либо наличие либо отсутствие действия непреодолимой силы. При этом необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию на предмет надлежащего исполнения обязанными лицами требований законодательства.

Максим Шапелевич специально для журнала «Экология на предприятии»

Источник: //spplaw.by/blog/pravovye-aspekty-vozmeshheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayushhej-srede-po-vine-storonnego-lica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.