+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации, индивидуального предпринимателя

Содержание

Акт камеральной проверки

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

По какой форме составляются возражения на акт проверки?На что обращать внимание при подаче возражений?

Обязательно ли к возражениям на акт проверки прилагать подтверждающие документы?

По результатам камеральной проверки акт составляется только в случае, когда выявлены какие-либо нарушения 1). «Камералка» проводится в течение трех месяцев с даты представления декларации. После окончания проверки у инспекторов есть десять дней для оформления акта по результатам проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В некоторых случаях бизнесмены соглашаются с выводами инспекторов и принимают решение уплатить санкции за выявленные ошибки. Чаще коммерсанты готовы спорить и требовать, если не полной отмены, то хотя бы снижения величины доначислений по акту проверки. При наличии аргументов в защиту своей правоты и последовательных возражениях, отстоять свою позицию вполне реально.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, коммерсант (его представитель) в течение 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки вправе представить письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Представление возражений является правом бизнесмена. Вы не обязаны этого делать. При этом отсутствие письменных возражений не означает, что вы безоговорочно согласны с информацией в акте. Свои пояснения, а также возражения можно представить в ходе рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Стоит ли спорить? Все зависит от обстоятельств и имеющихся доказательств. Если коммерсант планирует оспаривать решение контролеров перед руководителем инспекции, который будет рассматривать материалы проверки и выносить решение, далее – в вышестоящей инспекции и в суде, то возражения подать необходимо.

Особенно, когда есть весомые аргументы в свою защиту.

Решимость коммерсанта, а также высокая вероятность судебного постановления в пользу ИП – существенный аргумент, который может сыграть свою роль при рассмотрении материалов проверки и вынесения окончательного решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности.

Решая вопрос о подаче возражений, следует оценить информацию, указанную в акте. Если выявленные ошибки надуманы или основаны на каком-либо ошибочном толковании норм, подавать возражения, конечно, нужно.

Если ошибки, выявленные проверкой, по существу справедливы и весомых аргументов против выводов инспекторов у вас нет, тогда стоит поискать процедурные нарушения, допущенные контролерами при проведении проверки и составлении акта (сроки проведения проверки, направление требований о представлении документов и др.).

Обо всех процедурных нарушениях сообщать контролерам не нужно. Особенно, когда с нарушением процедуры инспекторами получены доказательства существенных недоимок или других ошибок в учете.

Формы актов камеральной и выездной проверок утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@

Дело в том, что подача возражений нередко влечет проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И здесь инспекторы могут собрать дополнительные доказательства уже с соблюдением всех требований кодекса. Соответственно решение по результатам проверки принимается с учетом данных, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Указав контролерам на формальные ошибки, вы предоставите им возможность исправиться, и тогда обжаловать результаты будет сложно. К примеру, не стоит отмечать, что инспекторы не представили доказательств вины коммерсанта, его неосмотрительности в выборе поставщиков. Эти аргументы пригодятся в суде.

Достаточно сообщить о том, что ИП проявил должную осмотрительность, запросив в госреестре сведения о партнере или указать на иные факты деятельности, то есть акцентировать внимание на собственной невиновности, а не на ошибках инспекторов.

Если указать, что инспекторы, например, не проверили достоверность подписей, наличие доверенностей, то, назначив дополнительные мероприятия, инспекторы все эти недочеты устранят и спорить с их выводами будет сложнее.

Более того, если все возражения касаются лишь процедурных вопросов, иных аргументов против сведений, указанных в акте проверке, у вас нет, то подавать возражения вообще не нужно.

А имеющиеся замечания оставить для обжалования окончательного решения по результатам проверки.

Ведь формальные доводы не повлияют на окончательное решение инспекторов, а лишь предоставят им возможность исправить свои ошибки.

Итак, в возражениях на акт проверки ссылаться в первую очередь нужно на ошибочность выводов инспекторов. О процедурных нарушениях лучше умолчать.

возражений

Возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговый кодекс каких-либо требований к оформлению и содержанию возражений на акт проверки, не содержит. Коммерсант составляет документ в произвольной форме.

Во вводной части документа целесообразно указать: – наименование индивидуального предпринимателя (полностью Ф.И.О.

); – адрес места жительства (регистрации); – ИНН; – наименование инспекции, куда представляются возражения; – фамилия, инициалы и должность инспектора, проводившего камеральную проверку; – вид декларации (расчета), камеральная проверка которой проводилась (вид налога, период), а также даты начала и окончания проверки;

– дату представления возражений.

В основной части указываются выводы контролеров, с которыми вы не согласны. Дополнительно вполне можно указать положения акта проверки, с которыми вы согласны, особенно, если эти положения в чем-то подтверждают вашу позицию.

Свои аргументы нужно приводить четко и кратко со ссылками на нормы Налогового кодекса (причем в редакции, действовавшей в спорный период). Весомым аргументом будут судебные решения, подтверждающие вашу правоту.

Желательно брать решения по судебному округу, где работает ИП или решения Высшего арбитражного суда.

Инспекторы понимают, что в случае судебного разбирательства, спор будут рассматривать арбитры конкретного округа, соответственно точка зрения судей других регионов их мало волнует. Также не забудьте о разъяснениях Минфина и ФНС.

Приложения к возражениям

Свои аргументы вы можете подтвердить различными документами. Они прилагаются в виде заверенных копий к возражениям. Дополнить свои возражения документами – право коммерсанта, а не обязанность. Документы, прилагаемые к возражениям, инспекторы рассмотрят. Они не вправе не учитывать информацию в дополнительно представленных бумагах.

Заметим, какие-либо недостающие или дополнительные документы можно представить не только вместе с возражениями, но и самостоятельно, согласовав с инспекцией срок их представления (п. 6 ст. 100 НК РФ). Принимая окончательное решение, инспекторы обязаны учитывать все имеющиеся у них документы (письмо Минфина России от 14 сентября 2009 г.

№ 03-02-07/1-425).

Если подтверждающие документы вы представите инспекторам, это несомненно должно повлиять на окончательный вердикт, и, возможно, санкций удастся избежать или снизить величину доначислений.

Если по каким-либо причинам представить документы инспекторам вы не успели, документы можно представить после вынесения решения по результатам проверки, при обжаловании этого решения в вышестоящей инспекции или суде.

Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Об этом сказано в пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5.

Суд отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Заметим, постановление вынесено до внесения изменений в Налоговый кодекс, в частности в статью 100, которая была распространена не только на выездные, но и на камеральные проверки.

В то же время и после внесения изменений правила подачи возражений на акт проверки остались прежними, то есть разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда не потеряли своей актуальности в отношении возражений на акт камеральной проверки. На это указывают и большинство арбитражных судов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 г. № А45-28146/2009).

Более того, когда документы не были предоставлены инспекторам по уважительной причине, судьи эти документы рассмотрят. Например, если инспекторы не могут доказать, что направляли ИП требование о представлении документов или что такое требование было вручено коммерсанту (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2011 г. № КА-А40/17542-10).

1. Если камеральная проверка не выявила нарушений, акт по результатам проверки не составляется

Источник: //spmag.ru/article/2011/10/akt-kameralnoy-proverki-sostavlyaem-vozrazhenie

Проверка ИП налоговой инспекцией

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

Процедура проверки налоговой отчетности, а также правильность ведения бухгалтерского учета и своевременность внесения налоговых взносов является главным инструментом контроля ФНС за соблюдением действующих норм налогового законодательства РФ.

В связи с этим, каждому индивидуальному предпринимателю необходимо знать, что такое проверка ИП налоговой инспекцией. Эта информация позволит подготовиться к проверкам, как следует. В нашей сегодняшней публикации мы рассмотрим виды и особенности налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, а также дадим рекомендации о том, как себя вести во время налоговой проверки.

Как проводится проверка ИП налоговой инспекцией?

Нужно отметить, что порядок проведения налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически не отличается. В первую очередь, налоговая проверка ИП направлена на осуществление первичного и камерального контроля сдаваемой налоговой отчетности, включая выездные проверки предпринимателей.

Налоговые проверки ИП можно разделить на такие виды:

  1. Плановые налоговые проверки ИП (проводятся в соответствии с принятым заранее ежегодным планом).
  2. Внеплановые (проводятся с целью контроля устранения выявленных при предыдущей проверке замечаний или при получении ФНС информации о несоблюдении ИП действующего законодательства).

Плановые налоговые проверки ИП

План проверок ИП можно найти на официальном сайте ФНС. Там содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием точной даты проверки. Т. е. у ИП всегда есть возможность подготовится к визиту инспектора, вовремя устранив все возможные нарушения.

Так же на сайте Генеральной прокуратуры по ссылке proverki.gov.ru, достаточно ввести ИНН организации или ИП, и программа выдаст информацию о том, ждать ли вам гостей из налоговой, а также дату начала проверки.

В обязанности ФНС перед проведением налоговой проверки ИП входит уведомление предпринимателя о факте предстоящей проверки. ФНС сообщает ИП, что именно будет проверяться.

В статье 21 Налогового кодекса РФ есть требование, в соответствии с которым руководитель организации или индивидуальный предприниматель должны присутствовать во время проведения налоговой проверки.

В случае если ИП не имеет возможности присутствовать при проверке, он оповещает ФНС заранее и предлагает перенести проверку на другую дату.

Стоит обратить внимание на то, что проверяемый период деятельности предпринимателя не может превышать трехлетний срок.

В соответствии с действующим законодательством, повторная проверка одного и того же налога в течение одного года не может быть проведена.

Камеральная налоговая проверка ИП

Камеральная налоговая проверка ИП — процедура повторного контроля сданной индивидуальным предпринимателем отчетности. Данная проверка является регулярной.

Суть проверки состоит в том, что инспектор самостоятельно выявляет факт сдачи отчетности ИП (декларации и тому подобные отчеты).

После этого он контролирует содержимое отчетности на предмет правильности сделанных предпринимателем расчетов по налогам.

Инспектор также проверяет корректность заполнения документов и достоверность предоставляемых данных. При отсутствии нарушений в ходе проверки, ИП даже не узнает о факте ее проведения. 

Камеральная проверка проводится не более чем 3 месяца, с даты предоставления отчетности в ИФНС. Если ИП предоставляет корректирующий отчет, то камеральная проверка по предыдущему отчету прекращается и начинается новая камеральная проверка с даты предоставления корректирующего отчета.

Во время проведения камеральной проверки работник налоговой определяет:

  • имеется или нет нарушение срока сдачи отчетности;
  • правильность заполнения отчета;
  • достоверность данных, указанных в отчете.

В случае если камеральная налоговая проверка ИП выявила нарушения, то направляется уведомление о факте проведения проверки ИП и о нарушениях. Инспектор оповещает о сроках устранения выявленных нарушений.

Налоговый орган может уведомить налогоплательшика о выявленных нарушениях или запросить дополнительную информацию одним из следующих способов:

  • ИП лично (или представителю);
  • через курьера;
  • посредством почтовых услуг (заказным письмом с уведомлением);
  • посредством электронного документооборота.

ИП, в свою очередь, должен в течение 5-ти дней может предоставить первичную документацию, подтверждающую его правоту или устранить нарушения. После этого, предприниматель предоставляет в ФНС документы, которые подтверждают факт исправления нарушений.

С 3 сентября 2021 года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ. С этой даты, в том числе и в 2021 году, ИП может повторно не подавать любые документы в ИФНС.

Достаточно проинформировать инспекцию в ответ на ее требование, о том, что запрашиваемые документы были предоставлены ранее.

Если ИП предоставлял запрашиваемые ИФНС документы ранее в иную налоговую, то необходимо указать код этой налоговой инспекции.

Отправить такое отказное уведомление ИП должен не позже дня, следующего после даты получения требования ИФНС на повторную подачу документов.

Однако есть исключения. Подать повторно придется следующие документы:

  • документы, поданные в прошлый раз в подлинниках и возвращенные инспекцией после прошлой проверки;
  • копии документов, поданных ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

Выездная налоговая проверка ИП

Как показывает практика, если индивидуальный предприниматель сдает налоговую отчетность в определенные законодательством сроки и производит правильные расчеты, то ему не назначается выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка может применяться при обнаружении нарушений в деятельности ИП.

Процедура проведения выездной налоговой проверки предполагает не только контроль сданной отчетности, но и всей хозяйственной деятельности, которую осуществляет индивидуальный предприниматель.

В ходе выездной проверки контролю подлежат:

  • финансово-хозяйственная деятельность ИП в целом;
  • отдельные сферы (применение ККТ или организация операций с наличными денежными средствами).

Для проведения выездной налоговой проверки на предприятие (в офис) ИП выезжает группа налоговых инспекторов. Ревизия может проводиться в срок до двух месяцев.

ИП обязан предоставить инспекторам рабочее место (помещение) и создать условия для проведения проверки.

В случае, когда у ИП нет офиса, проверка осуществляется в помещении ФНС. Предприниматель предоставляет проверяющим инспекторам всю необходимую для проведения проверки документацию.

В общем случае ревизия может проводиться в срок до двух месяцев. Выездная налоговая проверка ИП может длиться до полугода в следующих случаях:

  • выявления нарушений, требующих дополнительной проверки;
  • нарушение ИП сроков предоставления документации для проверки;
  • при наличии у ИП одного (нескольких) обособленных подразделений;
  • при возникновении чрезвычайных происшествий (пожар, потоп или кража).

Документы ИП для проверки налоговой инспекцией

Инспектор, проводящий проверку, может потребовать от индивидуального предпринимателя предоставления следующих документов:

  • свидетельство о регистрации ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность (за период, который подлежит проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензия (если ИП занимается лицензированным видом деятельности;
  • банковские документы.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Налоговая проверка при закрытии ИП не является обязательной процедурой. И далеко не всегда сотрудники налогового органа проводят проверки ИП, подавших заявление на закрытие. Тем не менее, такая возможность не исключается.

Налоговая инспекция имеет право назначить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии аннулирования государственной регистрации в качестве ИП.

При этом время проведения и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Проведение налоговых проверок возможно даже после прекращения ИП своей деятельности (снятия с регистрации). Предприниматель может ожидать проверку в течение трех лет с момента прекращения деятельности.

Напомним, что после прекращения деятельности и аннулирования государственной регистрации в качестве ИП, гражданин будет снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, но останется на учете в качестве налогоплательщика-физического лица.

При выявлении нарушений в ходе налоговой проверки, ИП грозит привлечение к ответственности.

Как себя вести во время налоговой проверки?

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть видео о том, как следует себя вести во время налоговой проверки. Консультирует юрист группы-компаний “Бизнес-Гарант”.

Результаты налоговой проверки ИП

После завершения налоговой проверки ИП составляется соответствующий акт (в двух экземплярах). Один экземпляр находится у ИП, второй у инспектора.

В акте содержатся данные о ходе проведения проверки, о ее результатах, а также о выявленных нарушениях и предписанных сроках их устранения.

Индивидуальный предприниматель в двухнедельный срок может обжаловать содержание акта. Возражения прописываются в самом акте и передаются обратно сотрудникам налоговой инспекции.

Подводя итоги по теме налоговых проверок для ИП, можно сказать, что они носят регулярный характер. В связи с этим каждому индивидуальному предпринимателю следует ответственно и внимательно готовиться к проведению проверки.

При условии правильного ведения бухгалтерского учета, своевременной оплате налогов и сдачи налоговой отчетности ИП, скорее всего, стоит ожидать налоговой проверки на камеральном уровне.

Когда индивидуальный предприниматель нарушает действующее законодательство и не предоставляет налоговую отчетность в установленные сроки, ему следует ожидать проверки со стороны инспекторов в течение как минимум двух месяцев. Наказание в этом случае неминуемо.

Мораторий на плановые проверки в 2021 году

В 2015 году Правительством РФ был принят закон № 246 ФЗ, которым установлено, что:

с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 25.12.2021 № 480-ФЗ продлен мораторий на проверки до 2021 года для субъектов малого бизнеса.

Однако на те ИП, по которым введен риск-ориентированный подход, а также на ИП, осуществляющих лицензионные виды деятельности мораторий распространяться не будет.

Что такое риск-ориентированный подход? Надзорные ведомства собирают сведения о деятельности ИП и определяют степень риска совершения ИП противоправных действий.

Если таких сведений по ИП нет, следовательно, мораторий на проверки для него распространяется.

К надзорным ведомствам, собирающим сведения о противоправных действиях ИП, относятся ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзор.

Закон начал действовать с 5 января 2021 года.

Тоже может быть полезно:

Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК – 74999385226. СПБ – 78124673429. Регионы – 78003502369 доб. 257

Источник: //tbis.ru/nalogi/nalogovaya-proverka-ip

Права и обязанности налогоплательщика при запросах со стороны налоговых органов

Акт камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) - организации, индивидуального предпринимателя

Источник: www.gestion.ru

На сегодняшний день сотрудники Федеральной налоговой обладают довольно широкими полномочиями касательно истребования документов у субъектов хозяйствования. Однако не в каждой ситуации запрос должностного лица может быть удовлетворен в полной мере, а порой такие требования и вовсе составлены с нарушениями действующего законодательства.

Ниже мы рассмотрим права и обязанности плательщиков и инспекторов Федеральной налоговой службы связанные с требованиями о предоставлении документов бухгалтерского учета, проанализируем их практическую реализацию и укажем порядок действий субъекта хозяйствования, который позволит обезопасить себя от незаконных действий контролирующих органов

Основания для истребования документов у плательщика

Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2006 были внесены значительные редакции в статью 93 Налогового кодекса РФ, а также добавлена статья 93.1 – именно в данном разделе кодекса и установлены основные требования к действиям плательщиков и должностных лиц, а также указаны права и обязанности сторон при составлении запросов на предоставление документов и информации.

Основные принципы истребования документов у плательщика при камеральной или выездной проверке его деятельности

– В рамках осуществления контрольных мероприятий должностные лица Федеральной налоговой службы вправе требовать у субъекта хозяйствования предоставления всех необходимых для проведения проверки документов.

Детальный анализ судебной практики позволяет с уверенностью утверждать, что документы, на которые заявляют требование должностные лица, должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Таким образом, неправомерным будет истребование у юридического лица, например, товарных и товарно-транспортных накладных, договоров и актов сверки взаимных расчетов при проверке транспортного или земельного налога, НДФЛ или налога на имущество организаций (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Истребование документов производится на основании официального требования о предоставлении документов, форма и порядок выставления которого указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/338 от 31.05.2007.

Так, требование должно вручаться непосредственно руководителю или законному представителю юридического лица или же физическому лицу или его уполномоченному руководителю под расписку.

При невозможности личного вручения запроса оно отправляется заказным письмом – датой вручения в таком случае считается шестой день с даты отправки.

Требование о предоставлении документов должно иметь следующие обязательные реквизиты:

  • Наименования документов, их реквизиты и иные индивидуализирующие признаки, а также указание периода, к которому они относятся.

  • Полное и краткое наименования организации (ее филиала), а также ИНН/КПП.

  • Уточнение, при проведении какого контрольного мероприятия возникла необходимость в истребовании указанных документов.

Следует отметить, что при возникновении судебных споров касательно законности действий должностного лица оцениваются следующие факторы:

  • Имеются ли неоспоримые доказательства наличия указанных документов у плательщика.

  • Действительно ли возникла необходимость их предоставления.

  • Имело ли место непредставление документов в установленные законодательством сроки.

  • Какое количество документов не было представлено.

– Документы передаются должностным лицам ФНС лично или через представителя, могут быть направлены почтой на бумажном носителе или в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи.

Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий, при этом должностное лицо не вправетребовать их нотариального удостоверения (если иное не предусмотрено законодательством). Плательщик не обязан также предоставлять оригиналы документов, но должностные лица вправе потребовать их для ознакомления и сверки.

– Срок предоставления документов по запросу ФНС при проведении налоговой проверки – 10 рабочих дней (20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

– В ситуации, когда срок, указанный в требовании должностного лица ФНС является слишком коротким, плательщик обязан в течение суток уведомить налоговый орган о невозможности исполнения требования с указанием причин и новых сроков. Объективная невозможность представления документов в установленный налоговым инспектором срок освобождает от налоговой ответственности

– В ситуации, когда плательщик, проходящий налоговую проверку, отказывается от представления документов, поименованных в запросе, его привлекают к ответственности согласно статьи 126 Налогового кодекса РФ. Сотрудники ФНС при этом выносят постановление о принудительной выемке документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Размер штрафа, который предполагается к взысканию в суде, инспекция ФНС должна обосновать в расчете штрафа, приложенном к материалам дела. Таким образом, в течение 6 месяцев с момента непредставления субъектом хозяйствования документов по запросу должностного лица, инспекция ФНС представляет в суд следующие документы:

  • Неисполненное требование о представлении документов, где указано их количество.

  • Данные, по которым было определено, сколько документов не представил плательщик.

  • Детализированный расчет суммы штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных документов минимизирует вероятность штрафных санкций. Неправомерным привлечение к ответственности признается и в том случае, если у плательщика не имелось реальной возможности представления документов.

Объективной помехой исполнения требований должностного лица может стать множество причин: аварии и чрезвычайные происшествия, в ходе которых документы пришли в негодность, противоправные и приступные действия третьих лиц и т.д.

Освобождает от ответственности и полное неведение отдельных документов.

Если сотрудники ФНС требуют документы о вашем контрагенте

Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года регулируется истребование у третьих лиц информации о конкретных сделках с тем или иным плательщиком.

Ранее указание на право должностных лиц ФНС составлять запросы о деятельности плательщика содержалось в статье 87 Налогового кодекса, при этом данные действия, проводимые в рамках камерального и выездного контроля, носили название встречных проверок.

Ныне фактически терминология не упразднена, и встречная проверка является одним из наиболее распространенных способов контроля плательщика посредством взаимодействия с третьими лицами. Ее целями являются:

  • Подтверждение фактического существования контрагента и совершения оформленных с ним операций.

  • Анализ сведений по каждой из хозяйственных операций по данным обеих сторон сделки.

Существующая на сегодняшний день судебная практика показывает наличие множества спорных моментов, касающихся требований должностных лиц на предоставление документов или информации по хозяйственным операциям, однако существует несколько основных тезисов, которые следуют из содержания статьи 93.1 Налогового кодекса и судебной практики оспаривания действий должностных лиц:

– Имеют ли право должностные лица требовать любую информацию по контрагенту? Практика последних лет однозначно говорит, что в запросе могут быть указаны лишь те документы, которые имеют отношения к тематике проверки контрагента (постановление ФАС СКО от 6 февраля 2013 г. № Ф08-33/13 по делу № А15-1092/2012).

– Какие именно документы могут потребовать сотрудники ФНС? В современном законодательстве не установлено четких перечней тех документов, которые вправе требовать должностные лица налоговой службы.

Однако судебная практика показывает, что не могут быть истребованы те документы, которые предназначены исключительно для систематизации и накопления данных, то есть карточки счетов, регистры, книги покупок, продаж и т.п.

Аргументом в пользу некорректности их истребования служит то, что данные реестры фактически не являются документом, подтверждающим факт совершения тех или иных хозяйственных операций и не могут служить основанием для расчета и уплаты налогов в бюджет (постановление ФАС ВСО от 13 августа 2013 г. № Ф02-3644/13 по делу № А10-2526/2012).

– Как должно оформляться требование на представление документов? Начнем с того¸ что запрос должностных лиц ФНС о предоставлении информации и документов по сделкам с контрагентом должен иметь следующие обязательные данные:

  • Полное наименование проверяемого плательщика.

  • Полный перечень необходимых документов.

  • Признаки, позволяющие идентифицировать сделки (стороны, предмет сделок, период совершения и иное).

При ошибках в заполнении указанных выше сведений запрос может быть оспорен в арбитражном суде, который с большой вероятностью станет на сторону плательщика, которому выставлялось требование.

– Как исчисляется срок предоставления документов, указанных в требовании, в частности при направлении требования по почте? Пунктом 5 статьи 93.

1 Налогового кодекса РФ установлен пятидневный срок предоставления информации и документов по сделкам с контрагентом при запросе должностного лица ФНС.

При направлении требования заказным письмом по почте плательщик признается получившим его по истечении 6 дней с даты направления (независимо от фактической даты получения), после чего начинается отсчет 5 дней, предусмотренных на оформление и предоставление документов в налоговый орган.

– Возможно ли повторное истребование документов и информации по сделкам с контрагентом? Нет, если в налоговый орган уже были предоставлены копии таких документов либо данный в электронном виде. Повторное истребование возможно только в том случае, если ранее на ознакомление сотрудникам ФНС предоставлялись оригиналы документов.

– Можно ли увеличить срок на предоставление документов? Да, письменно обратившись в налоговый орган с указанием причин и новых сроков.

Стоит, однако, учитывать, что инспекция ФНС вправе не удовлетворить данное ходатайство, но даже в случае отказа суд может освободить плательщика от ответственности при наличии объективных обстоятельств, препятствующих предоставлению документов в пятидневный срок.

И еще несколько важных моментов, касающихся встречных проверок ФНС:

  • Запрос плательщику о предоставлении сведений и документов по сделкам с контрагентом вручает «своя» инспекция (в которой он состоит на учете), а не та, которая проводит проверку контрагента.

  • Налоговый орган вправе сделать плательщику запрос на предоставление документов, не совпадающих с периодом проверки контрагента, однако такие требования часто признаются произвольными (т.е. необязательными к выполнению) в судебном порядке.

  • Встречная проверка в отличие от других методов контроля может не оформляться актом или иным документом, так как ее цель заключается исключительно в получении информации и документов.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является одной из форм налогового контроля, представляющего собой анализ деклараций и документов, на основе которых исчисляют и уплачиваются в бюджет налоги (сборы), годовых форм отчетности оценка достоверности сведений и выявление ошибок. Камеральные проверки имеют ряд особенностей:

  • Проводятся на территории налогового органа.

  • Изучаются непосредственно представленные плательщиком документы.

  • Не требуют вынесения решения ответственных лиц.

  • Результаты используются при планировании и проведении выездных проверок.

Порядок осуществления камерального контроля, а также права и обязанности участников проверки указаны в статьей 88 Налогового кодекса РФ. Срок проведения проверки – 3 месяца со дня подачи декларации в налоговый орган.

Права должностных лиц, осуществляющих камеральный контроль:

– требовать документы, подтверждающие права на льготы по налогам, правомерность применения вычетов по НДС при его возврате, правильность расчета и своевременность уплаты налога на использование природных ресурсов;

– брать с плательщика пояснения по тем или иным вопросам имеющим отношения к камеральному контролю.

При прохождении камеральной проверки плательщик должен учитывать следующие нюансы:

  • Требование на предоставление документов выставляется в порядке, указанном выше, то есть только по вопросам, связанным с камеральным контролем, а также с соблюдением всех реквизитов (постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2006 г. по делу № Ф09-6207/05-С2). При отсутствии в требовании точного перечня документов запрос должностного лица признается некорректным, и плательщик освобождается от ответственности за непредставление данных.

  • Требование на представление дополнительной информации должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с момента подачи декларации.

  • Устные требования инспекторов ФНС о предоставлении документов плательщик выполнять не обязан(постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2002 г. по делу № А21-3182/02-С1).

  • Непредставление документов, указанных в требовании, не дает права проведения выемки и осмотра помещений плательщика – подобная процедура возможна только в ходе выездной проверки.

  • В случае подачи уточненной декларации может проводиться дополнительная камеральная проверка.

  • Инспектор не имеет права составлять акт проверки по факту найденных нарушений, не получив объяснений плательщика.

Обязанность доказательства выявленных правонарушений лежит на должностных лицах – привлечение к ответственности возможно только при их бесспорности.

Источник: //otchetonline.ru/art/yuristu/43549-prava-i-obyazannosti-nalogoplatel-schika-pri-zaprosah-so-storony-nalogovyh-organov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.